Место истории в системе учебных предметов общеобразовательной школы обусловлено ее познавательными и мировоззренческими свойствами. История - неисчерпаемое хранилище сведений о человеке и обществе с глубокой древности до современности. В ее эмпирическом фундаменте содержится антропологическая, экономическая, политическая, этическая, экологическая и другая информация, в силу чего исторические сведения включаются в разные учебные предметы. В рамках предмета "история" они сводятся в систему. История составляет канву, "вертикаль" гуманитарного знания. Благодаря ей знания о человеке, природе, обществе нанизываются на единую линию времени, движения, развития. Важным вкладом истории в школьное образование является развитие у учащихся исторического мышления. Оно предполагает осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Исторический анализ позволяет раскрыть происхождение различных явлений, направленности и динамику их развития, их наиболее существенные, "закрепляемые исторически" черты. Изучение истории предполагает соотнесение прошлого и настоящего. При этом неизбежно возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д. Рассмотрение отношений, взаимодействия людей в минувшие и современную эпохи служит для молодого человека школой самоопределения в окружающем его многообразном мире. Взаимодействие истории с другими учебными предметами предусматривает: в содержании - а) взаимный учет состава и последовательности изучаемого материала (синхронные и преемственные связи), преодоление дублирования части материала в отдельных курсах; б) разработку междисциплинарных (интегративных) модульных курсов для старшей ступени школы; в организации познавательной деятельности школьников - а) опору на единую линию развития общих логических и общеучебных умений; б) согласованное применение познавательных методов и приемов - локализация явлений (история, география), работы с текстом (литература, язык, история), системного анализа явлений (история, обществознание) и др. |