Единство обучения, воспитания и развития школьников В процессе обучения формируется историческое сознание подрастающего поколения, воспитывается чувство гордости и любви к своей Родине. Изучение истории способствует развитию образованности, нравственности, способности к самообразованию, конструктивному диалогу и приобщает к самостоятельности в оценках событий прошлого и настоящего. Сочетание единства требований к базовой подготовке учащихся с вариативностью содержания образования и дифференциацией моделей обучения Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся обеспечивается Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. При этом наличие конкурирующих учебно-методических комплексов, включающих программы, учебники и учебно-методические материалы, варьирующих фактический материал и акцентирующих внимание на различных аспектах исторического процесса, обеспечивает вариативность исторического образования в школе. Но вариативность не может нарушать единство образовательного процесса, заданное Государственным стандартом. Принцип вариативности может реализовываться как при подготовке авторских учебно-методических комплексов, так и за счет дифференциации моделей обучения. Основой дифференциации обучения является профильная специализация образовательных учреждений, классов, групп и т.д. Степень вариативности содержания образования зависит от задач, стоящих перед историческим образованием на каждой из ступеней. В 5-10 классах должно быть обеспечено линейное преподавание всех курсов истории, относительно унифицированное по постановке образовательных задач, привлекаемому историческому материалу, расположению учебных курсов по годам обучения. В 11-12 классах вариативность и профильная специализация являются преобладающими принципами учебного процесса. Гармонизация методологических подходов к преподаванию истории в школе Основой современной методологической концепции исторического образования является отказ от противопоставления различных методологических подходов (формационного, цивилизационного, культурно-исторического и иных). В основе каждого из них лежит определенная модель научного анализа, отдающая приоритетное значение разным сторонам общественного бытия и предполагающая разную методику изучения исторических закономерностей. При всем разнообразии, практически все они сходятся в главном - в представлении о том, что история - это процесс развития конкретных общественных систем, а не механическое сочетание фактов. Современная методология исторической науки (вне зависимости от специфики отдельных направлений и школ) отвергает жесткий социологизм и предполагает особое внимание к человеческому фактору в истории, альтернативности, многовариантности развития общества, исходит из сочетания общего и особенного, универсального и единичного. Научная объективность Научная объективность предполагает всесторонний, системный анализ исторических фактов, процессов и явлений, отказ от тенденциозного отбора фактов под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического события в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической конъюнктуры, отказаться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других. Историзм Принцип историзма требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип историзма предполагает использование совокупности частных методов проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, страноведческого, тематического, интегративного, ретроспективного. |