Предлагается следующая структура курса математики в школе. Начальная школа - 1-4 классы - Математика Основная школа - 5-7 классы - Математика - 8-10 классы - Алгебра, Геометрия Старшая школа - 11-12 классы: А - Математика В - Алгебра и элементы анализа, Геометрия С - Алгебра и элементы анализа, Геометрия Прибавление года на изучение общего курса "Математика" в основной школе позволит более основательно подготовить учащихся к изучению математических курсов в 8-12 классах (повысить их интеллектуальный уровень, сформировать более прочные базовые арифметико-алгебраические и геометрические умения, дать начальную логическую подготовку). В начальной и основной школе курсы математики строятся на основе единого содержания, и профилирования не предполагается. В то же время, начиная с 9 класса предусматривается возможность изучения углубленного курса математики (это обусловлено тем, что устойчивый интерес к математике формируется, как правило, к 14-15 годам). При этом 9-10 классы целесообразно рассматривать как ориентационный этап в системе углубленного изучения математики, позволяющий ученику проверить правильность сделанного им выбора. Старшая школа строится на основе профильной дифференциации. С точки зрения обучения математике, все профили в зависимости от роли, которую играет в них математика, объединяются в три направления - общеобразовательное, общенаучное и математическое. Во всех трех направлениях курс математики опирается на общеобразовательный курс основной школы (эта позиция учитывает, прежде всего, необходимость предоставления каждому ученику возможности реализации своего потенциала в области математики, который, как известно, может проявиться и на более поздней стадии обучения). Для общеобразовательного направления предлагается общий курс (курс А), специфической особенностью которого должна быть явно выраженная гуманитарная направленность, т.е. специальная ориентация на интеллектуальное развитие человека, на знакомство с математикой как с областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Этот курс может быть выбран теми учащимися, которых интересуют, например, языки, искусство, художественное творчество, спорт и т.п. Задача обеспечения возможности поступления в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с математикой, этим курсом не ставится. Курс математики для общенаучного направления (курс В) целесообразно представить в двух вариантах в соответствии с особенностями процесса математизации в естественно-научных и научно-гуманитарных областях знаний. В качестве альтернативы создания двух отдельных курсов математики для общенаучного направления возможно существование и одного курса, обеспеченного достаточным числом дополнительных модулей, учитывающих специфику конкретного профиля обучения. Для математического направления предназначен углубленный курс (курс С), идет ли речь о собственно математическом, физико-математическом или "информатическом" профиле обучения. Изменение:Этот курс может быть реализован в двух формах - как продолжение углубленного изучения математики, начатого в основной школе, и начиная с 11 класса, что особенно важно для реализации профилирования обучения в старших классах в сельских школах и школах малых городов. Соответствующий курс математики должен создать условия не только для поступления в любое высшее учебное заведение по специальностям, требующим высокого уровня владения математикой, но и для успешного обучения в соответствующем вузе. Именно учащиеся профилей общенаучного и математического направлений составят основу кадрового потенциала, обеспечивающего научный, технический, технологический и социальный прогресс российского общества, поэтому их математическая подготовка должна быть не ниже общемировой. Изменение:В начальной и основной школе математика является предметом общего образования; обучение в старшей школе предполагает определенную профессиональную ориентацию учащихся, а курсы математики в общенаучном и математическом направлениях носят специализирующий характер. Это естественным образом определяет распределение материала между основной и старшей школой, а также содержательное наполнение профилированных курсов. Так, алгебраическое содержание в основной школе может группироваться вокруг понятия "рациональное выражение", а материал, связанный с иррациональными, показательными и логарифмическими выражениями, относится к старшему звену. Тригонометрический материал, связанный с решением треугольников и важный с общеобразовательной точки зрения, рассматривается в курсе геометрии основной школы, а тригонометрические функции числового аргумента, преобразования, уравнения - все это вопросы старшей школы. При этом в общем курсе акцент делается на идейном материале - графиках тригонометрических функций, а в специализирующих курсах должно быть уделено достаточное внимание формированию аппарата. С идеей экспоненциального роста учащихся можно познакомить в основной школе в ходе изучения геометрической прогрессии, в то же время собственно показательная функция, соответствующие преобразования, уравнения должны быть отнесены к старшему звену, причем объем и уровень соответствующего материала должны дифференцироваться в зависимости от типа курса. Еще одним примером является вопрос о координатах и векторах. Представление о них формируется в основной школе, тогда как координатный и векторный методы как аппарат могут рассматриваться в старшей школе. |