В широком смысле основная цель географии, как и других школьных предметов, заключается в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. В соответствии с основной целью Концепция базируется на двух главных положениях. Во-первых, она исходит из необходимости сохранения традиционной для российской школы ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления. Поэтому Концепция предполагает знакомство учащихся с современными достижениями географической науки, с методами ее исследований и языком географии. В ней получают дальнейшее развитие такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Наряду с этим, Концепция более четко определяет ту грань, которая должна отделить общее географическое образование, необходимое всем учащимся независимо от их будущей профессии (иными словами, уровень их географической культуры), от специальных географических знаний и умений, выходящих за рамки Государственного образовательного стандарта по географии. Во-вторых, Концепция - в отличие от большинства предыдущих - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определенную совокупность естественно-гуманитарных знаний, необходимых каждому образованному человеку, но и является одной из основ практической повседневной жизни. Отсюда вытекает значительно больший, чем прежде, акцент на формирование практических знаний и умений прикладного характера, которые, несомненно, будут способствовать повышение интереса учащихся к предмету "География". |