Настоящая Концепция отражает единство трех моделей современного среднего образования: педагогики грамотности, педагогики развития и критической педагогики. Соответственно, она опирается на следующие главные дидактические принципы: - школьная география не представляет собой механически приспособленную к учебным целям проекцию науки на школу. Ее содержание и структура должны рассматриваться как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей); - содержание и структура предмета должны основываться на дидактическом принципе личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающего учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления научных и прикладных знаний и умений; - единство содержательной и процессуальной сторон обучения в школьной географии подразумевает не только передачу учащимся определенной системы научных знаний и умений, но и приобретение навыков самостоятельного добывания упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса; - конечный результат обучения географии определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для формирования духовных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося. Соответственно этому формулируются главные педагогические функции Концепции. 1) познавательно-развивающая - способствует саморазвитию личности, расширению и углублению научных знаний, объективно отражающих основные закономерности и процессы географической среды и общества. 2) познавательно-обучающая - предусматривающая формирование навыков исследований географических процессов и явлений с помощью наблюдений, систематизации, анализа, обобщения географической информации, а также освоение начальных подходов к их прогнозированию. 3) воспитательная - предполагающая взаимозависимость образования и воспитания и как результат - формирование личностных качеств учащегося и его отношения к окружающему миру. 4) социально-адаптационная - призванная способствовать самоопределению и конкурентоспособности личности в современном поляризованном и быстро меняющемся мире, ее умению принимать самостоятельные решения. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Концепция исходит их того, что основу формирования географического мышления составляет знакомство учащихся с территориальным (включая краеведческий), комплексным, историческим, типологическим, проблемным и конструктивным подходами. Она исходит также из того, что углубление фундаментально-прикладных основ предмета ни в коем случае не должно снижать уровень его эмоционального восприятия. |