Концепция исходит из того, что географические знания должны быть, хотя и по-разному, представлены на всех трех ступенях школьного обучения. На I ступени обучения (I-IV классы) географические сведения должны сохраняться в курсах "Окружающий мир", "Природопользование", а также в содержание обучения тех школ, которые работают по системам Л.В.Занкова, Д.В.Эльконина и В.В.Давыдова; На II ступени обучения (V-Х классы) география должна быть представлена систематическими курсами по возможности в пяти классах. При этом научно-методическая логика построения предмета представляется следующей: общий взгляд на мир - землеведение - страноведение - комплексная география России. В соответствии с этим предлагается начинать изучение предмета с вводного курса "Мир географии". Главная цель курса заключается в том, чтобы в самой общей форме показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, показать формирование географической картины мира от древности до наших дней. Основные задачи курса заключаются в том ,чтобы: - проследить историю освоения Земли, обратив особое внимание на деятельность русских мореплавателей и землепроходцев. - начать формирование знаний о картах как особом языке географии, показав их историческую эволюцию, а также показать значение географических карт в жизни и хозяйственной деятельности людей, познакомить школьников с простейшими способами изображения на карте; - начать формирование необходимых навыков ориентирования, вычисления расстояний с помощью масштаба, определения географических координат с помощью географической сетки, проведения простейшей глазомерной съемки; - начать формирование необходимых практических навыков: ориентирования и составления простейших планов местности, вычисления расстояний с помощью масштаба, определение географических координат, наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями и их влиянием на окружающую среду. После вводного курса "Мир географии" Концепция предусматривает изучение курса "Землеведение". В процессе его изучения планируется комплексно рассматривать планетарные, природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие географическую (окружающую) среду - среду обитания человека на уровнях от глобального до локального. Главная цель курса заключается в том, чтобы показать целостность и неоднородность Земли как планеты людей в пространстве и во времени на основе комплексного изучения "небесного", земного и человеческого начал нашей планеты. Основные задачи данного курса предполагают формирование у учащихся географических знаний о: - Земле, как планете Солнечной системы, ее форме, размерах, движениях, внешней и внутренней энергии, определяющих как природу Земли, так и жизнь людей; - геосферах Земли, их структуре; географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира - природных условий и ресурсов для жизни и деятельности населения Земли; - целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; этапов развития географической оболочки, роли и месте человека в этой системе на разных этапах ее развития; - влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды; формировании этнических, лингвистических, религиозных особенностей населения Земли в разных природно-исторических условиях; - приемах работы с картой и статистическим материалом, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека. Согласно Концепции далее будет изучаться курс "Страноведение". Разработка его содержания предполагает возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии. Страноведческий взгляд на мир позволит школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.
|