Развитие содержания курса информатики в средней школе может быть охарактеризовано в настоящее время как этап "смены парадигм". Введение в 1985 г. основ информатики в содержание школьного образования было осуществлено под лозунгом необходимости осуществления "всеобщей компьютерной грамотности молодежи". Эта задача фактически определяла содержание курса информатики на первом этапе его введения в школу. Курс был ориентирован на изучение основ программирования, а впоследствии - на освоение и применение средств информационных технологий. А.П.Ершов, обосновывая содержание курса такой направленности, исходил из мысли, что алгоритмические и программистские навыки являются фундаментальными компонентами человеческой деятельности в современном информационном обществе. В развитие этой мысли в Концепции школьной информатики (1988 г.) формулировалось содержание этих умений и навыков: - умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств; - строить информационные структуры для описания объектов и средств; - организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи; - правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понимать текстовое сообщение; - привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области. При этом последователи А.П.Ершова шли гораздо дальше. Им виделась глобальная перестройка всей системы школьного образования, ядром которого является информатика. Последующие годы показали всю утопичность идеи перестроить школьное образование "под информатику". Вместе с тем, сам новый школьный предмет доказал свою общеобразовательную важность, жизнеспособность и устойчивость к различного рода внешним воздействиям. Все это подтвердило обоснованное еще в 60-е годы (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов и др.) положение о том, что информатика является необходимым компонентом современного школьного образования. Уже к началу 90-х годов возникло твердое убеждение, что изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся "информационном" обществе. Этому немало способствовало и изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания. Эти процессы совпали во времени с коренными изменениями приоритетов школьного образования, поворотом его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно ориентированной модели образования. При этом практика показала, что методическая система обучения информатике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям образования, но информатика во многих случаях может выступать в качестве "катализатора" этих процессов. Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизацию и гуманизацию образования. |