Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

2. Цели обучения информатике в общеобразовательной школе
<<назад

Цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования.

1. Формирование основ научного мировоззрения

В данном случае речь идет прежде всего о формировании представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки - вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

Отметим, что в школьном образовании выделяются две группы учебных дисциплин, которые изучают два основных аспекта организации окружающего мира:

- вещественно-энергетический;

- информационный.

Каждая из этих групп предметов является определенной системой со своим системообразующим элементом. В случае вещественно-энергетического аспекта таким системообразующим предметом является физика, в случае информационного аспекта - информатика.

Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности - область информационных процессов. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве. Значительное расширение информатикой сферы научного познания, формирование нового (информационного) подхода к изучению окружающей действительности имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в полной мере использовать в школьном образовании.

Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли средств вычислительной техники, новых информационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития.

2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией

Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. Здесь имеется в виду: умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д.

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности

Исключительно велика роль информатики в подготовке выпускников школы к труду, профессиональной деятельности, профессиональном самоопределении молодежи.

В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так называемому "информационному" обществу. Отличительной чертой постиндустриального этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития общественного производства. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании образования, путях его осуществления.

Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и, особенно, прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий.

Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит "перекачивание" трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации.

В настоящее время в развитых странах число людей, занятых сельскохозяйственным производством не превышает 4% трудоспособного населения, рабочие промышленных специальностей составляют около 16%, а так называемые "информационные" работники (т.е. те, у кого обработка информации - основной компонент профессиональной деятельности) - примерно 60%.

Таким образом, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем.

4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования

Одной из ведущих тенденций развития образования в настоящее время является переход к системе непрерывного образования, одним из этапов которого является школьное образование. В этих условиях особенно актуализируется задача подготовки школьников к последующим этапам образования.

Осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных "образовательных траекторий" для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий. Непрерывное образование предполагает увеличение продолжительности и значимости этапов самообразования в общей системе образования человека. В условиях развития самообразования неизбежно возрастает роль средств обучения в технологиях обучения, особое значение приобретут средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения, овладение которыми станет одной из основных задач изучения информатики в школе.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru