Создававшаяся десятилетиями советская система государственного устройства сформировала человека, практически не готового к интенсивным изменениям в обществе, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. В силу этого, происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общественной жизни обозначило проблему не только преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, но и проблему образования самого человека - его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Как следствие интенсивно складывающихся новых исторических реалий, перед обществом встала проблема создания современной образовательной школы, проблема достойного развития личности каждого ее учащегося и, значит, в целом подрастающего поколения новой формации. Отечественная педагогическая наука, роль которой всегда возрастала на критических этапах развития общества, уже предложила целый ряд методологически обоснованных подходов по основам реформирования общеобразовательной школы, внесла ряд концептуальных решений как по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, так и разработки содержательных основ школьных учебных дисциплин. При этом новые подходы определили в качестве целевой установки современного образования целостное развитие личности учащихся, поставив тем самым под сомнение приоритет задач по воспитанию лишь отдельно взятых качественных свойств и способностей школьников. Таким образом, развитие личности в целостности и единстве своего многообразия становится сегодня определяющим принципом образования в школе и, следовательно, основой для разработки новых и ранее известных концептуальных конструкций и подходов по его непосредственному совершенствованию. Подобная ориентация в развитии современной школы объективно соотносится с необходимостью в формировании физической культуры личности школьников и, значит, в создании принципиально новой концепции общего среднего образования в области физической культуры. Предлагаемая концепция содержания общего среднего образования в области физической культуры ориентирована на решение триединой задачи: обучение, воспитание и развитие физической культуры личности учащихся, и в своих исходных положениях основывается на современных научных взглядах и подходах, разработанных в отечественной педагогике: системно-целостный подход, позволивший обосновать образование школьников как целостное явление, развивающееся в единстве упорядоченности множества своих системно-структурных оснований; историко-социологический подход, давший возможность объективно раскрыть социальную обусловленность предметного содержания образования в области физической культуры, выявить его связи с историей человека и общества, раскрыть особенности развития физической культуры в единстве прошлого, настоящего и будущего; личностно-ориентированный подход, позволивший охарактеризовать направленность содержания образования в области физической культуры на развитие личности школьников, активное включение их в процесс преобразовательной деятельности на основе складывающихся с возрастом интересов и потребностей в занятиях физическими упражнениями, возрастно-половыми особенностям развития организма в онтогенезе; деятельностный подход, давший возможность определить формы и способы активного включения школьников в образовательный процесс по освоению ценностей физической культуры, обосновать направленность развития интересов и творческого отношения учащихся к своему телесному и духовному совершенствованию, познанию индивидуальных физических возможностей и способностей; аксиологический подход, позволивший раскрыть возможности формирования мировоззрения школьников в области физической культуры на основе отбора учебного материала в соответствии с общественно-, предметно- и личностно-ориентированными ценностями физической культуры. |