На предшествующем историческом этапе физическая культура, как явление культуры, рассматривалась в обществе преимущественно с позиций прагматических установок созданной государством "системы физического воспитания" и подчинялась в своем развитии решению задач по совершенствованию "биологической природы" человека. Развиваясь в рамках заданности этих задач, физическая культура, по сути, "теряла" свои собственные социокультурные формы и функции и представала в сознании человека как суть тождественность процессу его физической подготовки, соотносящемуся "напрямую" лишь с практикой "физического труда". Подобная "трансформация" из феномена целостного развития личности человека в "единично-целевое" средство его физической подготовки предопределила к настоящему времени фактическое отчуждение физической культуры от самого человека, от его индивидуальных мотивов и потребностей, лишила смысла полноценно овладевать и в последующем использовать ее предметно-ценностное содержание в интересах личной жизнедеятельности. Проблема развития физической культуры как социального феномена есть проблема формирования физической культуры личности. В свою очередь, проблема формирования личности в сфере физической культуры есть проблема совершенствования основ образования в области физической культуры, начинающего активно осуществляться преимущественно в условиях общеобразовательной школы. Вместе с тем, "физкультурное" образование в школе, подчиняясь в своем развитии решению задач физической подготовки, накопило к сегодняшнему дню множество научных и практических проблем: - научно-методическое раскрытие основ процесса физического воспитания отражает постоянно присутствующую дилемму в определении функциональной направленности учебного предмета физической культуры: приоритет на биологическое или социальное развитие в школьнике, акцент на обучение двигательным действиям или воспитание физических качеств, формирование потребностей заниматься спортом или самостоятельными формами физической культуры; - недостаточно полная разработанность возрастного подхода в освоении школьниками ценностей физической культуры, что определяет ориентацию практических методик в первую очередь на "паспортный", частично на "биологический" и никак не на "социальный" возраст; - школьным учебным программам присуща дискретность и разрозненность содержания учебного материала, отсутствие целостности в поэтапном его овладении в разные возрастные периоды, слабая ориентация на развитие познавательной и творческой активности учащихся; - целевая ориентация на выполнение школьниками нормативов физической подготовки задает структуру и содержание уроков физической культуры по типу тренировочных занятий, которые характеризуются однообразием учебного содержания, используемых средств и методов педагогических воздействий, увеличенным объемом физических нагрузок, подчас негативно сказывающимся на эффективности следующих по расписанию уроков; - строго заданная ориентированность педагога и собственно содержания учебного процесса на примат нормативов физической подготовки оставляет без внимания наличие у школьников их собственных индивидуально ценностных ориентаций и установок на занятия физическими упражнениями, мало учитывает возможность воспроизведения осваиваемого учебного материала в их повседневной жизни, в организации самостоятельных форм занятий; - на фоне ухудшающегося состояния здоровья учащихся, увеличения учебной нагрузки и сокращения необходимого объема двигательной активности, в общеобразовательных школах все меньше используются физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, снижается эффективность работы с детьми, отстающими по физическому развитию, имеющими отклонения в состоянии здоровья, недостаточно реализуется дифференциация содержания образования в зависимости от групп здоровья; - педагогическая практика учителя физической культуры, осуществляемая без целевой установки на активное усвоение школьниками ценностей физической культуры, определяет смысл его педагогической деятельности не развитием личности школьника в единстве ее физического, психического и социального, а развитием физических качеств, необходимых для выполнения норм и требований физической подготовки. Вместе с тем, предпринимаемое целенаправленное развитие физических качеств на уроках физической культуры не решает проблемы укрепления здоровья учащихся, повышения уровня их физической подготовленности. По данным специалистов в области медицины и физического воспитания, показатели физического развития и физической подготовленности современных школьников постоянно ухудшаются. Защитные функции и функциональные возможности их организма снижаются, суммарная двигательная активность ниже необходимого уровня (синдром гиподинамии). Избежать этих и других негативных явлений было бы возможно при условии активного включения школьников в физкультурную деятельность, в самостоятельно организуемые занятия физическими упражнениями. Однако и эта возможность при существующей практике физического воспитания мало достижима, так как: - интересы школьников к занятиям физическими упражнениями, особенно в их традиционных формах снижены, поскольку мало учитывают их потребности, мотивы и ценностные ориентации в совершенствовании собственной телесности, индивидуальных возможностей и способностей; - учебный предмет физической культуры по направленности своего учебного материала не обеспечивает готовность школьников "перейти" к самостоятельной организации целесообразных форм занятий физическими упражнениями, грамотно и целенаправленно использовать их для решения личностных, жизненных и профессионально ориентированных задач, укрепления здоровья и повышения творческого долголетия; - преподаватели физической культуры не проявляют должной компетенции в использовании новых технологий образования, владении индивидуализированными и нетрадиционными системами физических упражнений, пользующихся популярностью среди современных школьников, а также новыми перспективными средствами, методами и формами организации работы со школьниками. Накопившиеся проблемы и противоречия сегодняшнего образования школьников в области физической культуры конечно же не могут быть разрешены лишь за счет заполнения отдельных "пустот" в сложившейся системе физического воспитания, или добавления "некоего" нового программного материала в учебный предмет физической культуры. Данные проблемы должны и могут разрешаться лишь на основе создания новой теоретической концепции, которая, становясь базовым ориентиром в развитии школьного "физкультурного" образования, будет определять последующую разработку и инструктивно-нормативных, и программно-методических, и организационно-правовых материалов и документов. В связи с этим переход на 12-летнее обучение в школе открывает возможности не только создания новой концепции, но и эффективно и относительно быстро внедрять ее основные идеи и положения в практику школьного образования. |