Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Научные основы структуры и содержания общего среднего образования в области физической культуры
<<назад

Общее среднее образование в области физической культуры ("физкультурное образование") представляет собой целостную сложно структурированную систему, включающую в себя единство взаимодействия:

- педагогического процесса, отражающего суть условий развития личности;

- школьника, как непосредственного активного субъекта педагогического процесса;

- учебного предмета, как средства развития личности школьника в условиях педагогического процесса.

Педагогический процесс представляет собой целостную конструкцию, включающую в себя единство основания процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих структурных компонентов характеризуется своей функциональной направленностью, своим содержанием и своей собственной технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы школьника:

- обучение - раскрывается через целенаправленную передачу общественно-исторического опыта накопленного в физической культуре и отражается в присвоении школьниками соответствующих знаний, умений и навыков;

- воспитание - рассматривается как целенаправленное воздействие на сознание учащихся и отражается в сформированности у них определенных установок и понятий, принципов и ценностных ориентаций, черт характера и поведения, способов межличностного общения;

- образование - характеризуется активным овладением школьниками основ физкультурной деятельности и внутренне отражается в творческом развитии их личности, сформированности мировоззрения в сфере физической культуры.

В педагогическом процессе ни один из его компонентов не может быть выделен в "чистом" виде, и поэтому, независимо от функциональной ориентации педагогического процесса (на решение задач обучения, или воспитания, или образования), каждый компонент находит свое отражение в целостном результате развития личности учащегося. Сменность в функциональной ориентации педагогического процесса задается задачами соответствующего компонента, который благодаря этому становится доминантным и опосредует функции других компонентов, гармонизирует их в соответствии с содержанием и логикой решения "своих" педагогических задач ("развивающее обучение", "развивающее воспитание", "развивающее образование").

Физическая культура личности характеризуется как качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать целесообразные формы занятий физическими упражнениями, ведении здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия. В условиях педагогического процесса, ориентированного на овладение предметом физкультурной деятельности, происходит поэтапное развитие физической культуры личности школьников:

- идентификация - усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, физическими упражнениями, позволяющими школьнику отождествлять себя с физически развитыми людьми и активно включаться в разнообразные формы занятий физическими упражнениями;

- индивидуализация - усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий в условиях целесообразно организованных занятий физическими упражнениями, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических, психических и нравственных качеств и способностей, приобретенных школьниками на предшествующем этапе своего личностного развития;

- актуализация - овладение, воспроизведение и целенаправленное использование средств, методов и форм организации физкультурной деятельности, формирование собственного индивидуального опыта и создание образцов и ценностей, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Представленная конструкция поэтапного развития физической культуры личности соотносится с особенностями изменения функциональных ориентации педагогического процесса. Обращенность на решение задач обучения будет находить свое отражение в преимущественной идентификации учащихся в физической культуре; на решение задач воспитания - в индивидуализации их в физической культуре; и на решение задач образования - в актуализации их в физической культуре.

Учебный предмет общего среднего образования в области физической культуры по своему содержанию представляется предметом физкультурной деятельности. Как и любая деятельность, физкультурная деятельность имеет сложную системно структурную организацию, включающую в себя информационный (знания), операциональный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты:

- информационный компонент объединяет в себе знания о физической психической и социальной природе человека, о возможностях ее преобразования в процессе физкультурной деятельности;

- операциональный компонент включает средства, методы и формы организации деятельности, способы планирования и регулирования ее преобразовательного процесса, способы контроля за физическим развитием, двигательной подготовленностью, функциональным состоянием организма и здоровья;

- мотивационный компонент включает в себя образцы движений и двигательных действий, представления о формах "телесности" и уровнях физической подготовленности, ценностные ориентации на удовлетворение социально-значимых, культурно-видовых и личностно-ориентированных потребностей.

В учебном предмете содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в логике поэтапного формирования физической культуры личности в соответствии возрастными особенностями физического, психического и социального развития школьников на разных ступенях образования.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru