Общее среднее образование в области физической культуры ("физкультурное образование") представляет собой целостную сложно структурированную систему, включающую в себя единство взаимодействия: - педагогического процесса, отражающего суть условий развития личности; - школьника, как непосредственного активного субъекта педагогического процесса; - учебного предмета, как средства развития личности школьника в условиях педагогического процесса. Педагогический процесс представляет собой целостную конструкцию, включающую в себя единство основания процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих структурных компонентов характеризуется своей функциональной направленностью, своим содержанием и своей собственной технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы школьника: - обучение - раскрывается через целенаправленную передачу общественно-исторического опыта накопленного в физической культуре и отражается в присвоении школьниками соответствующих знаний, умений и навыков; - воспитание - рассматривается как целенаправленное воздействие на сознание учащихся и отражается в сформированности у них определенных установок и понятий, принципов и ценностных ориентаций, черт характера и поведения, способов межличностного общения; - образование - характеризуется активным овладением школьниками основ физкультурной деятельности и внутренне отражается в творческом развитии их личности, сформированности мировоззрения в сфере физической культуры. В педагогическом процессе ни один из его компонентов не может быть выделен в "чистом" виде, и поэтому, независимо от функциональной ориентации педагогического процесса (на решение задач обучения, или воспитания, или образования), каждый компонент находит свое отражение в целостном результате развития личности учащегося. Сменность в функциональной ориентации педагогического процесса задается задачами соответствующего компонента, который благодаря этому становится доминантным и опосредует функции других компонентов, гармонизирует их в соответствии с содержанием и логикой решения "своих" педагогических задач ("развивающее обучение", "развивающее воспитание", "развивающее образование"). Физическая культура личности характеризуется как качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать целесообразные формы занятий физическими упражнениями, ведении здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия. В условиях педагогического процесса, ориентированного на овладение предметом физкультурной деятельности, происходит поэтапное развитие физической культуры личности школьников: - идентификация - усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, физическими упражнениями, позволяющими школьнику отождествлять себя с физически развитыми людьми и активно включаться в разнообразные формы занятий физическими упражнениями; - индивидуализация - усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий в условиях целесообразно организованных занятий физическими упражнениями, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических, психических и нравственных качеств и способностей, приобретенных школьниками на предшествующем этапе своего личностного развития; - актуализация - овладение, воспроизведение и целенаправленное использование средств, методов и форм организации физкультурной деятельности, формирование собственного индивидуального опыта и создание образцов и ценностей, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей. Представленная конструкция поэтапного развития физической культуры личности соотносится с особенностями изменения функциональных ориентации педагогического процесса. Обращенность на решение задач обучения будет находить свое отражение в преимущественной идентификации учащихся в физической культуре; на решение задач воспитания - в индивидуализации их в физической культуре; и на решение задач образования - в актуализации их в физической культуре. Учебный предмет общего среднего образования в области физической культуры по своему содержанию представляется предметом физкультурной деятельности. Как и любая деятельность, физкультурная деятельность имеет сложную системно структурную организацию, включающую в себя информационный (знания), операциональный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты: - информационный компонент объединяет в себе знания о физической психической и социальной природе человека, о возможностях ее преобразования в процессе физкультурной деятельности; - операциональный компонент включает средства, методы и формы организации деятельности, способы планирования и регулирования ее преобразовательного процесса, способы контроля за физическим развитием, двигательной подготовленностью, функциональным состоянием организма и здоровья; - мотивационный компонент включает в себя образцы движений и двигательных действий, представления о формах "телесности" и уровнях физической подготовленности, ценностные ориентации на удовлетворение социально-значимых, культурно-видовых и личностно-ориентированных потребностей. В учебном предмете содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в логике поэтапного формирования физической культуры личности в соответствии возрастными особенностями физического, психического и социального развития школьников на разных ступенях образования. |