Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Цели и принципы формирования содержания образования школьников в сфере физической культуры
<<назад

Физическая культура - одна из областей культуры общества и человека. В зависимости от развития общей культуры физическая культура принимает определенные формы и наполняется соответствующим содержанием. При этом культурно-историческая реальность такова, что, несмотря на различия физических культур, народы и поколения постоянны в одном. Они культивируют (развивают и совершенствуют), хранят (в устной, письменной и других формах), передают (иногда прямо по наследству) разнообразные накопленные ими знания и умения, созданные ими "образцы" движений и двигательных действий.

Непосредственным содержанием физической культуры является двигательная деятельность, обладающая той особенностью, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной физической природой. В процессе такой двигательной ("физкультурной") деятельности происходит не только преобразование физической природы человека, но и развитие его сознания и мышления, формирование мироощущения и миропонимания.

Целью общего среднего образования в области физической культуры является развитие физической культуры личности учащихся посредством овладения ими базовыми основами физкультурной деятельности с разной социально-ориентированной направленностью. В качестве таковых разновидностей физкультурной деятельности в содержание "физкультурного" образования школьников включаются:

- начальная школа (1-4 классы) - физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью. Освоение содержания данного вида деятельности соотносится с формированием элементарных знаний о физической культуре, обучением простейшим способам организации самостоятельных занятий и проведением контроля за физическим развитием и физической подготовленностью, овладением жизненно важными навыками и умениями и повышением функциональных возможностей основных систем организма, укреплением здоровья посредством закаливания и развитие основных физических способностей (преимущественно общественно-ориентированные ценности физической культуры);

- основная школа (5-10 классы) - физкультурная деятельность с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью. Овладение основами данной деятельности предполагает формирование знаний по организации и проведению самостоятельных занятий общефизической подготовкой, обучение двигательным действиям и физическим упражнениям одного из видов спорта и использование его при организации досуга и форм активного отдыха, развитие индивидуальных физических способностей и повышение адаптивных свойств организма (преимущественно предметно-ориентированные ценности физической культуры);

- полная (средняя) школа (10-12 классы) - физкультурная деятельность с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. Овладение основами данной деятельности соотносится с познанием индивидуальных физических и психических возможностей, обучением индивидуализированным комплексам и системам физических упражнений, исходя из физического развития и состояния здоровья, овладением знаниями и способами по проведению занятий в соответствии с подготовкой к службе в армии, овладению избранной профессиональной деятельности, семейному воспитанию (преимущественно личностно-ориентированные ценности физической культуры).

В числе основных принципов, определяющих требования к формированию содержания образования в области физической культуры, выступают:

- культуросообразность, которая отражает физическую культуру как социальное явление, ее связь с другими видами и формами культуры; как условие и результат развития личности школьника в единстве формирования его физического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья;

- личностная ориентация, проявляющаяся в освоении учащимися социально-значимых, предметно- и личностно-ориентированных "образцов" физической культуры, обеспечивающая познание индивидуальных особенностей развития собственного организма и целенаправленного совершенствования физических возможностей и способностей;

- фундаментальность, позволяющая формировать мировоззрение учащихся в сфере физической культуры на каждом этапе образования, раскрывать существо таких отношений, как: природа - культура; активность - труд; существование - развитие и т.п.;

- возрастная периодизация, ориентирующая на соответствие учебного материала физическим и психическим возможностям учащихся, состоянию их здоровья, возрастно-половым особенностям индивидуального развития, динамике основных физических качеств и интересам к занятиям физическими упражнениями;

- профилирование и дифференцирование, отражающееся в возможностях специализироваться ученикам в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности, осуществлять личностно-ориентированные занятия физическими упражнениями, в том числе связанными с укреплением здоровья, подготовкой к предстоящей трудовой деятельности и службе в армии;

- креативность, создающая возможность учащимся разрабатывать собственное индивидуализированное содержание для разнообразных форм занятий физической культурой, или занятий с личностно-ориентированной направленностью, организовывать и проводить эти занятия в самостоятельных и самодеятельных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Данные принципы, отражающие требования к разработке содержания образования в области физической культуры, позволяют конкретизировать общую его цель в следующих предметно-целевых задачах:

- формирование интересов и потребностей учащихся в бережном отношении и всестороннем укреплении своего собственного здоровья, понимая его как единство физического, психического и нравственного развития человека;

- формирование интересов и потребностей учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями в самостоятельных формах физкультурной деятельности с различной социально-ориентированной направленностью, отражающей интересы общества во всестороннем развитии личности каждого человека, интересы физической культуры в развитии собственных культурных ценностей и образцов, интересы учащихся в развитии культуры тела и физических способностей, двигательной и физической подготовленности;

- обогащение двигательного опыта учащихся за счет освоения разнообразных двигательных действий из базовых видов спорта и развитие основных физических качеств, обеспечивающих достаточность физической подготовленности к предстоящей жизнедеятельности;

- расширение адаптационных возможностей организма учащихся к социально-экологическим условиям среды обитания, всестороннее развитие и совершенствование функций основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма;

- активное содействие общекультурному развитию школьников, формирование умений межличностного общения и общественного поведения, осуществление профилактики вредных привычек, посредством формирования навыков и умений культурного стиля жизни.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru