Школьными психологами давно разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Считается, что ребенок готов к школе, если он умеет планировать и контролировать свои действия (или хотя бы стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет выполнять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в форме словесных понятий. Важной составляющей готовности к школе является психологическая готовность к обучению. Оценить эту психологическую готовность можно по тому, насколько сильна у ребенка мотивация учения. Для определения уровня мотивации можно воспользоваться методикой, разработанной М.Гинзбургом. Ребенку читается небольшой рассказ, в котором каждый из персонажей мотивирует свое желание учиться по-разному: Первый ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил". Второй ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился". Третий ребенок говорит: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть". Четвертый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Пятый ребенок сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь". А шестой ребенок сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там "пятерки". Как видим, в этом рассказе названы основные мотивы, которые определяют учебную деятельность шестилетних детей: собственно учебно-познавательный мотив (желание узнавать новое, приобретать знания), социальные мотивы - понимание необходимости учения и стремление занять новое социальное место в обществе, стать социально значимой фигурой (учеником), занимающейся социально значимой деятельностью (учением), внешние мотивы, не имеющие непосредственного отношения к обучению, - игровой, подчинение требованиям взрослых, получение высокой отметки. Понятно, что в идеале учебная деятельность должна определяться прежде всего учебно-познавательными мотивами (хотя, как всякая сложная человеческая деятельность, она может иметь несколько мотивов). Но только в том случае, если определяющим является учебно-познавательный мотив, эта деятельность может называться собственно учебной. Если же для ребенка главный мотив - получение "пятерок", то и деятельность его из учебной трансформируется в деятельность по получению этих самых "пятерок". После того, как ребенок прослушал рассказ, его можно спросить о том, а как он считает, почему надо учиться? Ответ ребенка о многом может рассказать и позволит определить, насколько ребенок психологически "созрел" для того, чтобы начать заниматься очень серьезной, тяжелой, но такой полезной и интересной деятельностью - учением. Тест "Хочет ли ваш ребенок идти в школу"
[an error occurred while processing this directive] |