Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела. Вы его спрашиваете: "Почему ты не делаешь уроки?" В ответ можно услышать все что угодно:
Я устал. У меня ничего не получается. По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю. Я пойду погуляю. Мне не хочется это делать. Зачем это вообще нужно?r> Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели. Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче. Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него, не надо угрожать: Если сейчас не сядешь за уроки, вообще гулять не пущу. Я тебе вообще не разрешу телевизор смотреть, если ты сейчас же не сядешь за уроки. Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное - нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь. Я понимаю, что ты устал. Отдохни немного и продолжай. У тебя ничего не получается. Ну что же, давай вместе посмотрим. Может, я смогу тебе помочь. Посмотри мультфильм, но потом обязательно надо продолжить. Ты не можешь сейчас пойти гулять, ты ведь не закончил делать уроки. Закончишь уроки, тогда можно и погулять. Ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Давай вместе разбираться. Давай сначала закончим задание по этому предмету, а потом уж будем переходить к следующему. А то мы можем и забыть, что не закончили этот предмет. Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда. Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Например, ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе. Вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но вы готовы ее выслушать только после окончания решения задачи: Давай сначала закончим эту задачу, а потом я с удовольствием выслушаю эту историю. После окончания задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое. Ранее мы писали, как важно соблюдать принцип постепенности в учебе. Доведение дела до конца прямо с ним перекликается. Если в процессе обучения ребенка постоянно соблюдать принцип постепенности, то это поможет ему научиться доводить каждое задание и каждое дело до конца. 3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка. Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время. Попытайтесь приучить себя внимательно выслушивать ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Например, сын рассказывает вам, что в классе у доски не смог правильно написать задачу, потому что услышал подсказку, которая была неправильной. Не следует реагировать таким образом: Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя. Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе. Первая реакция неправомерна, потому что если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили. Во втором случае также нельзя обвинять ребенка. Возможно, он не сделал домашнее задание из-за того, что ему был не понятен материал. Заставлять его при этом делать уроки бесполезно, ему надо помочь разобраться.
|