Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Три ошибки, из которых вырастают все школьные стереотипы
<<назад

Метафоры играют в нашей жизни куда большую роль, чем принято считать. За всем, что мы делаем и думаем, непременно стоят некие воображаемые картинки, иллюстрирующие то, что, по нашему мнению, происходит или должно происходить. И верим мы этим картинкам куда больше, чем самой жизни.

Педагогика не исключение. Жизнь современной школы так или иначе направляется тремя метафорами. Одни учителя в них верят, другие сомневаются, третьи с негодованием отвергают. Но сознательно или бессознательно руководствуются ими почти все.

Метафора 1

  • Конвейер... Представьте себе, скажем, завод по производству прохладительных напитков. По главному конвейеру движется бесконечная череда бутылок. Ставят их на конвейер пустыми, а затем по ходу дела они наполняются соответствующим содержимым. Конвейер обслуживает множество машин, которые заливают напиток в емкость, закручивают пробку и так далее. За процессом следят десятки инженеров и менеджеров.

    Вот так же многие видят школу. Ученики проходят ее, как конвейер, и в их головы (ну точь-в-точь как в пустые бутылки) требуется залить определенные ингредиенты: чтение, правописание, математику, историю, естественные науки.

    На заводе режим производства определяет менеджер. Он решает, с какой скоростью пустить конвейер, чем именно наполнять бутылки, что делать с бракованными бутылками, которые наполнить невозможно. Когда я обсуждал эту метафору с учителями, они только смеялись. Но полистайте любой доклад о школьной реформе, и вы убедитесь, насколько такие вот "конвейерные" представления господствуют над умами. Столько-то лет на английский, столько-то на математику, естественные науки. То есть речь почти идет о том, в какой пропорции заливать ингредиенты в бутылки.

    И никто не задается простым вопросом: почему такое количество бутылок сходит с конвейера пустыми? И вопреки опыту, накопленному за сто лет, учителя продолжают верить, что знания порождаются самим процессом обучения. И, стало быть, чем обширнее программа, тем больше дети знают.

    Метафора 2

  • Подопытные животные... В экспериментах, призванных выявить умственные способности животных, несчастных учат проделывать всякие штуки - по большей части такие, которые ни одно из них на воле делать не будет. Например, животному показывают ящичек с двумя кнопочками: на одной нарисован кружок, на другой - треугольник. Если он нажмет на "правильную" кнопку, получит награду. А если на "неправильную", его ждет удар током. Джон Гудлед из Института образования при Калифорнийском университете (Лос-Анджелес) утверждает, что обучение в школе всегда строится по этому принципу: задача, награда, наказание. "Положительное подкрепление" и "отрицательное подкрепление"; электрошок и лакомство. "Положительное подкрепление" - это улыбки учителей, хорошие оценки на экзаменах, перспектива поступить в престижный колледж, найти хорошую работу, преуспеть и зарабатывать много денег. "Отрицательное подкрепление" - это замечания учителя, оскорбительный смех товарищей, страх остаться на второй год.

    Метафора 3

  • Больница... Взгляд на школу как на особое место, где исправляют, лечат мозги, - это, пожалуй, самое опасное заблуждение. В школе бытует странное предубеждение, что если ученика удалось чему-то выучить, то это всецело заслуга педагогов (Если ты умеешь читать, скажи спасибо учителю"). Если же ребенок остался неучем, то это исключительно его вина. Один учитель, проработавший много лет в хорошей частной школе, однажды заявил мне вполне серьезно: "Дети плохо учатся, потому что они ленивы, неорганизованны и не способны сосредоточиться". Большинство его коллег, присутствовавших при нашей беседе, согласились с этим суждением.

    Педагоги более современной формации придумали себе еще одну палочку-выручалочку: неспособный ребенок. Я ни в чем не виноват - просто он не способен учиться. На это можно списать любой провал. Родители отстающих учеников, терзаемые чувством вины, приходят и спрашивают: "Что мы делаем не так?" А специалист им авторитетно отвечает: "Вы все делаете так. Просто у вашего сына в голове проводочки перепутались". А если разъяренные родители заявляют, что школа "должна хоть чему-то выучить этого лоботряса", тот же специалист с невинным видом разводит руками: "Извините, мы бессильны. Он у вас неспособный".

    А между тем любой непредвзятый наблюдатель может заметить, что дети страстно стремятся осмыслить окружающий мир. И делают это примерно так же, как делает ученый, - добывая знания из опыта. Ребенок наблюдает мир, ищет и находит ответы на вопросы, которые его волнуют. И если ему не мешать, он делает это все лучше и лучше.

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * [email protected]