Решение проблем гуманизации и гуманитаризации образования связано с развитием эмоциональной сферы ребенка, что можно осуществить и через формирование у ребят ярких образов на уроках литературы. Это - путь развития способности детей откликаться на прекрасное в жизни и в искусстве, быть чутким к переживаниям других людей, уметь почувствовать через литературу дух эпохи. Изучение изобразительных средств языка на уроках литературы способствует активному развитию эмоционально-образной сферы; а умение применять их формирует одно из качеств коммуникативной культуры - образность и выразительность монологической речи. Обратимся к одному из примеров такого урока "Сравнение как изобразительное средство языка" в 5 классе. Изучение этой темы на материале поэзии А.С.Пушкина преследует и другую немаловажную цель - знакомство с творчеством А.С.Пушкина - одного из ярчайших представителей русской культуры. Это приобретает актуальное звучание в год празднования 200-летия со дня рождения поэта. Урок был проведен в рамках Недели русского языка и литературы, приуроченной к 19 октября - Дню Царскосельского лицея. Целью урока является формирование умения распознавать сравнение среди других изобразительно - выразительных средств языка, находить его в литературных произведениях, понимать его функции. Ход урока, развивающего образное мышление учащихся, внимание и чуткость к художественному слову, привожу конспективно. В начале урока на материале отрывка из стихотворения И.Никитина "Русь" ("Посмотрю на юг - нивы зрелые") выявляется новый для учащихся вид словесной выразительности - сравнение. Его определение предлагается учащимся записать в тетрадь в следующем виде: "Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим". Далее учитель добавляет, что некоторые примеры из стихотворения И. Никитина показывают раннюю форму сравнения - сравнение в форме творительного падежа. Например: "Мурава лугов Ковром стелется" "И горами лед Ходит по морю" Открытием для детей является то, что это сравнение произошло, вероятно, из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, птицу, дерево, т.е. "оборачиваться" им. Дети вспоминают о герое русских народных сказок, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием. Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи. С помощью наводящих вопросов учителя дети приводят примеры: "слезы ручьем", "волосы копной", "запел соловьем", "мелькнул молнией". Сравнение в форме творительного падежа является характерной чертой устного народного творчеств, которому и подражает поэт в своем стихотворении. На следующем этапе урока рассматривается второй вид сравнения - сравнения с союзами "как", "как будто", "словно", "точно". Эти сравнения называются простыми. Дети с помощью учителя ищут в тексте стихотворения подобные сравнения. "Снег, что белый пух Быстро кружится" "Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся" Ученики выясняют, что сравнения содержат определенную оценку автора, выражают его отношение к изображаемому. Получив первоначальные понятия о сравнении, учащиеся под руководством учителя переходят к следующему этапу изучения сравнения, который проводится на материале незнакомого для детей и достаточно сложного для их понимания стихотворения А.С. Пушкина "Осень". Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу, что поэт пытается объяснить нам свое необычное отношение к этому времени года также с помощью сравнения. ("Люблю я пышное природы увяданье"). "Мне нравится она Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет" Учитель уточняет, что эти сравнения касаются нескольких признаков какого-либо явления или предмета или характеризуют группу явлений. Эти сравнения называются развернутыми. Строятся они обычно с использованием слова "так". Затем ученики обращаются к тексту поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", а именно к эпизоду погони за Фарлафом. В этом отрывке отмечаются простые и развернутые сравнения. Такая конструкция урока позволяет учащимся 5 класса усвоить типологии сравнений, развивает образное мышление, понимание тесной связи между языком и литературой, воспитывает любовь к чтению, интерес к поэзии. Подобные уроки способствуют выполнению задач гуманитаризации образования: "очеловечиванию" преподавания, наполнению урока живыми чувствами, служат развитию образного восприятия и фантазии. О.Маевская, учитель русского языка и литературы г.Москвы. |