Федеральный Закон "Об образовании" определяет, что одним из принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности". Осуществление этого принципа возможно в том случае, если уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т.е. каждый ученик вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены преподавателем, а следовательно, каждая личность сможет свободно и полно реализовать свои творческие способности. Выполнение этого принципа особенно хорошо прослеживается в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО), где меньшая наполняемость класса, где учитель на уроке, на индивидуальных или групповых коррекционных занятиях уделяет больше внимания каждому ученику, чем в обычных общеобразовательных классах. Развитию индивидуальности в нашей школе содействуют групповые и индивидуальные занятия с психологом и логопедом. В начальных классах формируется умственная деятельность у детей. Поэтому очень важно, учитывая индивидуально-психические особенности личности младшего школьника, своевременно развить восприятие ребенка, его память, внимание, мышление, эмоциональную сферу и другие психические процессы и свойства личности. В классах КРО меняются взаимоотношения с ребятами, стиль общения, меняется и сама методика преподавания. Поэтому учитель должен хорошо знать индивидуальность детей, их особенности, знать методы и приемы работы, которые эффективно донесут содержание материала до обучаемых, уметь снять у них стресс, провести мышечную или эмоциональную релаксацию с учащимися. Индивидуальность школьников проявляется во всех ее формах, в частности в учебной. Дети с пониженной обучаемостью требуют особого подхода, что очевидно. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, ему требуется особая форма предъявления материала. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания. Организация дифференцированной работы в процессе обучения начинается с формирования групп учащихся. Идет время, меняются и дети. Одни быстрее усваивают материал, другие быстрее могут выполнить работу, третьи - сообразительнее, четвертые быстрее читают. Группы я формирую по следующим признакам:
учащиеся с различным уровнем усвоения материала на данный момент; учащиеся с различным уровнем работоспособности и темпом работы; учащиеся с различными особенностями восприятия, памяти, мышления. Ребята о задачах деления на группы знать не должны. Они с удовольствием принимают правила деления на группы, если с ними это обыграть. Например, ученики поделены на уроке чтения в классе на группы "Ракеты", "Самолеты", "Поезда". Конечно же, через некоторое время ребята поймут, почему они оказались в той или иной группе, и будут стремиться перейти в другую. Качество обученности, несомненно, в большей степени зависит от развития психических познавательных процессов. Поэтому я не жалуюсь и не ссылаюсь на слаборазвитую память, неустойчивое рассеянное внимание, плохо развитое логическое мышление учащихся, а всегда в системе выбираю новые методы, приемы, упражнения для их развития на уроках и во внеурочное время. Должное отдаю и обучению с элементами опережения. Нельзя прийти на урок в класс КРО и сообщить новую тему, заранее не обращая внимания на какие-то особенности из материала. Подготовку к восприятию новой темы начинаю за несколько дней, недель, а то и месяцев. Например, на уроке математики с понятием "площадь" знакомлю ребят одновременно с изучением темы "Периметр"; при изучении письменного сложения столбиком двузначных чисел обращаю внимание на алгоритм вычитания двузначных, а также алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел. По русскому языку вообще предлагаю планировать и строить обучение блоками, изучать материал не от частного к общему, а наоборот, от общего к частному. Так, при изучении самой трудной темы "Глагол" уже в 3-м классе можно продемонстрировать учащимся все признаки глагола, включая спряжение. Тогда дети заранее будут готовы к восприятию новой темы. Ожидание нового будет оживлять интepec, а без интереса обучение неэффективно. Но при этом недопустимо опускать принцип научности, заменять научные слова в понятиях, формулировках, определениях на более простые понятные слова. Мне с моими учениками помогают "теоретические тетрадки", в которых записаны опорные теоретические конспекты-блоки по изучаемой теме. В классах КРО дидактические игры занимают одно из самых важных мест на уроке. Примеры игровых упражнений сегодня можно найти практически в любом методическом пособии. Учителю важно только верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее цель. Очень часто я использую игру для переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой, а также с целью отработки какого-то важного определенного умения. Дети же получают заряд положительных эмоций. Конечно, нельзя обойтись и без эффективных методов и приемов развивающего обучения. На каждый урок стараюсь подобрать такие задания, которые заставляют детей задуматься, перепробовать множество путей решения задания. Мы, учителя, часто прибегаем ко многим ухищрениям, чтобы оживить учебный процесс: придумываем различные мотивационные задания, разные способы подачи материала с использованием технических и методических средств. Но любые самые благородные стремления учителя могут оказаться напрасными, если ученики не видят цели изучения темы, раздела или самого предмета, не понимают, зачем это нужно. Поэтому каждый урок, а если возможно и задание, продумываю еще и с практической стороны. Например, решая задачи на нахождение цены, стоимости, количества, дети ясно осознают практическую ценность таких знаний и умений, а вот при изучении темы "Деление с остатком" затрудняются объяснить, зачем они это делают. Значит, "забежав" вперед, учитель должен показать необходимость этого умения при делении многозначных чисел столбиком, а в жизни - в том же магазине, когда, например, необходимо рассчитать, сколько возможно купить мороженого на имеющуюся сумму денег и, как говорят, "не отходя от кассы", посчитать, правильно ли кассир дал сдачу. По данным школьного психолога, качественно изменились и показатели, подтверждающие правильность выбранного методического курса в работе с учащимися класса КРО: кратковременная память - норма у 100% учащихся, долговременная - у более 60%. Неплохие результаты и по другим показателям. Итоговые контрольные работы выполнили все положительно, качественно по математике - 87% учащихся, по русскому языку (списывание) - 85%. Из класса КРО в общеобразовательный 5-ый класс пойдут из 16 человек 9 ребят. В.Ткач, учитель начальных классов |