Итак, первое условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам - может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше. - Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка! Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию - очень важное условие творческой деятельности в любой области. В этом отношении развивающие игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки действий ребенка: - Ты сегодня быстро сложил узор - быстрее, чем вчера. - Умница, Юленька, как аккуратно начертила квадрат, нигде карандаш не сошел с линеек (на тетради в клетку). - Смотрите, как точно нарисовал Ваня круг. Ни одного хвостика, и нет двойных линий. К оценке важно привлекать и самого ребенка: - Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось? - А что еще не совсем получилось? Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию, но... Ни пресыщения, ни принуждения! Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто "перебарщиванием", доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Как перекармливаемый ребенок теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие вызывает у малыша сопротивление и немедленное нежелание играть в те игры, которыми заставляют заниматься. Наоборот, заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или "в другой раз мы поиграем побольше", чтобы впереди была приятная перспектива -завтрашняя радость. Поэтому, как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной. Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не значит, что надо просто ждать, когда у ребенка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробуждать его, создавать условия для его возникновения. Как? Вот, например, пригласите друзей вашего ребенка и организуйте соревнование между ними в играх "Сложи узор" или "Внимание". Наверняка и ваш малыш загорится желанием участвовать в этих соревнованиях. А можно и иначе: поиграйте сами в "Уникуб" (там с У-35 интересные и для взрослых задания), пусть ребенок просто наблюдает за вами в игре. Положите часы или секундомер на стол и заметьте время, сколько уходит у вас на задание У-35, и сравните с результатами детей. Здесь вас могут встретить неожиданности. Я до сих пор удивляюсь, что на выполнение этого задания мне требуется теперь около 100 с, а сын уже в 11 лет тратил только 50 - 60 с. Если вам играть интересно, то малыш посмотрит-посмотрит на вашу игру и сам попросит кубики. Во время игры не допускайте подобных замечаний по отношению к ребенку:
Ну и бестолковый же ты! Хуже всех! Ты все по сторонам смотришь! Скорее соображай! Прямо глупый какой-то... и т. п. Толковее от этих обидных слов никто еще не становился, зато они вызывают у малышей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать - все свойства, которые творчеству, да и не только творчеству, просто противопоказаны. Самостоятельно - без подсказки! А как быть с ошибками? Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа: "Ай-яй-яй!", или "Гм...", или досадливого "Да, проморгал...", или "Верно...", "Молодец", "Так, так..." и т. п. Подчеркиваем: воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил очередного задания. Почему они нежелательны? Нужно сказать, что вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные - окрыляют, критические - побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет развиваться самоконтроль. После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием: "Смотри - ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!"
|