Лучше делать это по-другому. Вот Алеша строит сложную модель из кирпичиков: - Пап, у меня готово! - Хорошо, давай посмотрим... Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки. - Не может быть! Я проверял. - Ты проверь еще разок. - Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот третья... - Не вижу, где же еще? - А ты по всем проекциям проверял? - Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку... - А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же! Прежде чем указать ошибку (да и то не прямо), отец заставил сына "выложиться" до конца. Это очень важно. Можно пойти даже на "хитрость", т. е. сказать об ошибке там, где ее нет, - пусть ребенок докажет, что там все "по чертежу", все правильно. Или можно специально построить что-то с ошибками (более или менее грубыми - исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыскивать ошибки, даже устроить соревнование: кто их больше найдет? Причем особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать - пусть поднимаются выше старших. Но - без злорадства! Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот: запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в общении с ребятами. И в играх - тоже. Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой - у нее "гости". - Наташа, давай поиграем! - Папочка, я делаю пирог. - Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени немного есть - давай из кубиков узоры сложим, - Ну, папа, я немного еще поиграю. Потом! - А позже я не смогу. Ну-ка быстренько ко мне, а куклы твои подождут! Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не кубиками, она оглядывается на кукол... - Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор... И Наташа смотрит на кубики уже с неприязнью - ведь они оторвали ее от игры. Вряд ли ей захочется заниматься ими в другой раз. А вот другая картина. Воскресенье. Вся семья дома, хорошо выспались, позавтракали не торопясь. Дочка помогает маме убрать посуду. Скоро она освободится, и... чем бы заняться? - Светик, а я тебе сделал новые кубики, - говорит папа, - особенные, цветные, ты таких еще не видела. Показать? У папы такой тон, что и не поймешь, то ли он собирается их показать, то ли нет. Жаль, если не покажет, ведь новые и наверно интересные. - Показать, показать! Я уже убрала посуду. - Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольно трудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить! - Сумею, сумею! - уверяет дочка. Она нисколько не сомневается в том, что это так. - А может быть, пока отложим? Ты подрастешь, поумнеешь и тогда легко с ними справишься. Задач там, наверное, целая сотня, надолго хватит. - Нет, сейчас! Нет, сейчас! - Света заинтригована, подпрыгивает от нетерпения, кубики в ее воображении стали совсем соблазнительными. И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Сделали вы кубики для игры "Уникуб", поиграли с малышом и... оставили на полу вместе с другими игрушками. Хочешь - бери, не хочешь - не надо, можно их смешать с другими кубиками и пустить в "строительство", а можно "подфутболить" под шкаф или под диван, так что и не достать сразу. Не доводите до этого! Такое обращение с игрой быстро сделает ее непригодной, потому что кубики или карточки-задания неизбежно будут теряться, а тогда уже не все задания можно будет выполнять полностью. Но это еще полбеды - недостающие кубики или рисунки можно восстановить. Беда в другом: игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо все аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все-таки такое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многое зависит от чистой случайности: попалась на глаза вещь - захотелось взять ее поиграть, а не попадется - может надолго забыть о ней.
|