Закон Божий прочно вошел в учебные программы многих школ, где он порой благополучно маскируется под более современным и благозвучным названием - "Основы православной культуры". В настоящий момент преподавание Закона Божьего не является повсеместным в российских школах, и виной тому вовсе не закон, а недостаток квалифицированных преподавателей. Тем не менее, государственный образовательный стандарт "Теология" вступил в силу, и его учебные планы разработаны православными богословами на основе стандарта "Богословие", действующего в высших духовных школах РПЦ. А его внедрение в ВУЗы, кстати, подразумевает не только вытеснение оттуда ненавистного церкви предмета "религиоведение", но и подготовку в высшей светской школе как православных богословов, так и преподавателей православного вероучения. Что думают по поводу внедрения в школы основ религии родители детей, на которых будут обкатываться эти новые учебные программы? По данным ВЦИОМ, почти половина (46%) россиян высказываются в пользу преподавания в школах основ религии. В то же время, согласно опросу, 39% высказались против знакомства их детей с религией в школе. 15% затруднились с ответом. Опрос проводился ВЦИОМ в 83 населенных пунктах 33 регионов России. В связи с этим, хочется провести историческую параллель - ознакомить Вас с Правилами о преподавании Закона Божия и о порядке наблюдения духовных лиц за преподаванием сего предмета, принятыми к исполнению в 1907 году:
Во всех учебных заведениях, средних и низших, по уставам коих Закон Божий не введен, как обязательный предмет преподавания, обучение оному вводится по желанию родителей и опекунов учащихся и признается необязательным. Примечание. В случае заявленного родителями или опекунами нежелания продолжать обучение детей их Закону Божию, таковое немедленно прекращается. Обучение Закону Божию представителям инославных исповеданий производится на родном языке учащихся, определяемом письменным заявлением родителей или опекунов учащегося. Если учащиеся одного и того же исповедания, желающие обучаться Закону Божию, принадлежат к разным народностям, то они разделяются в отношении родного языка на несколько групп, и преподавание вводится прежде всего для большинства; затем, по мере возможности, организуется преподавание Закона Божия на всех прочих языках, для прочих групп учащихся. При невозможности же сего, с согласия родителей и опекунов, допускается введение преподавания на одном известном всем учащимся данных групп языке, например русском, белорусском и пр., причем несколько групп могут быть соединяемы в одну. Небольшие однородные по исповеданию и языку группы учащихся однородных учебных заведений могут быть соединяемы и для них могут быть устраиваемы сводные уроки в одном из учебных заведений. Уроки назначаются, по возможности, в обычные учебные часы или по соглашению с законоучителем. Преподавание производится по программам и учебникам, одобренным подлежащей духовной властью соответственного исповедания и допущенным к употреблении Министерством Народного Просвещения. Преподавание поручается духовным лицам соответствующего исповедания, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания. К преподаванию в средних учебных заведениях допускаются преимущественно лица, имеющие высшее богословское образование, а в низших - имеющие установленные учительские звания или же разрешение на преподавание Закона Божия со стороны подлежащей духовной власти. Назначение законоучителей производится учебным начальством по соглашению с подлежащей духовной властью. Законоучители инославных исповеданий приглашаются с правом голоса в заседания педагогических советов для участия в суждениях совета по вопросам, касающимся как учеников, обучающихся у них Закону Божию, так и самого преподавания означенного предмета. Вознаграждение законоучителей инославных исповеданий производится в размерах, определяемых местными учебноокружными начальствами, из специальных средств заведений, восполняемых суммами государственного казначейства, где таковые ассигнованы. Успехи учеников удостоверяются отметками, выставленными во всех свидетельствах, выдаваемых из учебного заведения. При переходе из класса в класс, а равно при окончании курса, для обучающихся Закону Божию устанавливаются, на равных с прочими предметами основаниях, испытания, производимые на том языке, на котором велось преподавание сего предмета. Духовным лицам инославных исповеданий, имеющим по закону право наблюдения за религиозным образованием юношества в учебных заведениях, предоставляется непосредственно ознакомляться с преподаванием Закона Божия и для сего посещать в учебное время уроки Закона Божия и присутствовать на годичных испытаниях по тому же предмету. Они, со своей стороны, не делают сами никаких распоряжений, о результатах же наблюдений сообщают своему непосредственному начальству, которое в нужных случаях и входит в сношение с учебным начальством. (Ц. Од. окр., 1-2, 1906 г.). Ольга Николаева |