Три образовательные альтернативы: между взяткой, репетиторством и топором ... Нет ничего опаснее, чем пытаться преодолеть пропасть в два прыжка. Именно этим руководствовались, судя по всему, стратеги-реформаторы, избрав основой основ своей реформы отмену вступительных экзаменов в ВУЗах. Чем мучиться со школьным образованием да задумываться над тем, что делать с высшим, проще простого ввести единое тестирование, которое и сможет ликвидировать пропасть между школой и ВУЗом, и ее не надо будет преодолевать прыжками и прочими ужимками. Эта инновация уже заслужила одобрение общественности, сопровождаемое радостными восклицаниями об искоренении взяточничества и упразднении репетиторства, о ежегодном "выведении из тени" миллиарда долларов. Правда, в русской классической литературе, которую мы стремимся "принять за образцы", благородный и нищий студент-репетитор - один из любимых персонажей. Взять хотя бы Петю Трофимова - это тот, кто о будущем России печется, или Разумихина - антипода Раскольникова с его предпочтением репетиторству топора. Да, нынешнее репетиторство не то, что давешнее, пролонгированной взяткой называется. Можно и так, конечно. А можно и получением образования назвать. Ни для кого не секрет, что даже в московских школах не хватает учителей. Не такой роскоши, как учителя иностранного языка, а словесников, тех, кто учит более-менее грамотно писать, физиков, математиков. Так вот считается почему-то, что хапуги из ВУЗов будут наказаны долларом, платные образовательные услуги будет оказывать школа и родительские деньги двинутся туда. Единственный вопрос: и кто в школе будет оказывать эти самые услуги? Предположим, что в школе, где учится ваш ребенок, нет преподавателя химии. Вы находите подготовительные курсы, учителя из другой школы (репетитора, проще говоря), на худой конец - ВУЗовского химика, в общем, как-то изворачиваетесь, платите при этом деньги. Дальше ваш ребенок пишет тест, но не на "А+" или "А", а на "В", и вам нужно доплачивать за его обучение в ВУЗе тысячу долларов. Таким образом, за то, чтобы ваш ребенок изучал химию, вы платите трижды: как налогоплательщик за школьное (почему-то считается, что бесплатное) образование, за подготовку к тестированию и за ВУЗовское обучение. Но, скажут реформаторы, для этого и развивается дистантное образование. Действительно, к 2005 году обещано подключить к Интернету аж 60% школ, и дети будут иметь доступ к компьютеру не меньше шести часов в неделю. Вопрос первый: интересно, а что будут делать в оставшихся сорока процентах? Вопрос второй: а почему именно шесть часов, а не семь или пять? Эти ударные цифры очень смахивают на отчетный доклад очередному съезду. Счастье сетевого общения свалится на школьников, подчеркну, в 2005 году, а на новую систему вступительных экзаменов обещано перейти в 2003 году. Так что сеть в стране, которая еще не полностью телефонизирована, скорее розочка на торте образования, нежели хлеб насущный. Не менее интересный пассаж и по поводу сочинения. Трудно выработать критерии его оценивания, поэтому лучше уж тест по русскому языку. О том, что между разгадыванием орфо-пунктуационного кроссворда и написанием связного, внятного текста есть "некоторая разница", я писала неоднократно, так что повторяться не буду. Единственный вопрос к реформаторам: вот-вот грохнет реформа правописания, незначительная, маленькая такая реформочка, ну несколько групп слов будем писать иначе, например, не пол-лимона, а поллимона, не ликеро-водочный, а ликероводочный и так далее. А как проверять тест будут, по каким правилам, по новым или по старым? А как детей учить будут? Нас к этим правилам уже исподволь несколько лет приобщают при помощи разных орфографических словарей (издательство "АСТ" целую серию выпустило: "Слитно, раздельно, через дефис", "Ловушки орфографии", "Прописная/строчная", "Н/НН" и т. д.). Словари - дело, конечно, полезное, но и в них ошибочки есть, впрочем, это тема отдельной статьи. А вот правописательную реформу обсуждать не сочли нужным; один из немногих ее доступных массовому читателю следов - интервью В.В.Лопатина "Независимой газете". И как набрать нужный балл по русскому языку, чтобы не платить за образование? А еще планируется, что к 2010 году доля семей, способных частично или полностью оплачивать образование, возрастет с 25-30 до 40-45 процентов, а деньги, потраченные на образование, не будут облагаться налогом. С чего доля эта возрастет - неясно, но, в общем, жить станет лучше, жить станет веселее. А напоследок хочется сказать, что через пропасть можно не только прыгать, через нее еще можно мост строить. Например, позвать ВУЗовских преподавателей в школы. Они ведь все-таки специалисты и в старших-то классах работать смогут. Лет десять назад ВУЗовские преподаватели бросились создавать в школах специализированные классы и учить недорослей, потому что были обеспокоены набором, а точнее недобором, в свои заведения. Как показал опыт, выпускники этих спецклассов имеют вполне приличную подготовку, и поступают они не только в институт, патронирующий данные класс или школу, но и в любой другой. Так, может быть, теперь пришло время и школьному руководству пойти по этой уже проторенной дороге. Да и в стратегическую концепцию что-нибудь полезное записать, называется тактической разработкой. Потому что "мы все глядим в Наполеоны", но все как-то забываем о ротах капитанов Тушиных. А по поводу платного образования скажу только одно: если образование вам покажется слишком дорого, испробуйте невежество, но позвольте все-таки решать, платить за образование или нет, и достойно ли оно того, чтобы за него платили. В рыночной экономике не надо навязывать услуги и требовать за них еще и денег. Ведь все-таки рынок - это возможность выбора из нескольких вариантов, в противном случае это монополией называется или диктатом. |