Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Как сдавать экзамен
<<назад

Самая популярная ошибка в подготовке к экзамену - действовать по принципу:"Проходим по очереди все билеты" (например, оставшийся месяц разбивается на 30 частей: один день - один билет).

Московский психолог А.Пронин предложил удачную альтернативу - технику подготовки "3-4-5".

Время до экзамена (год, месяц, неделя) делится на три равные части. В первые, скажем 10 дней надо пройти все темы на троечку, во вторые 10 дней - на четверку, а в оставшиеся - отшлифовать знакомое и убрать ошибки.

У такого способа есть сразу несколько преимуществ. Главные:

  • знания не связаны в памяти со страхом "опоздать"
  • появляется возможность именно учить (повторением)
  • создается представление о предмете как о целом.

    Опытные преподаватели утверждают, что непотопляемый студент - это тот, кто умеет говорить на языке предмета, имеет понятие об его общей структуре, знает, что можно не учить, и вовремя блеснет яркой деталью. Разумеется, такой студент прекрасно владеет и чистой техникой подготовки к экзамену.

    Английские консультанты Ф. Орр и Э.Клаф в книге "Экзамены без стресса" обобщили подобный опыт.

  • Организуйте подготовку по четкому плану (недели, дни, часы);
  • если вы садитесь за стол с размытой целью "немного заняться повторением", вы лишаете себя важнейшего стимула - чувства выполненного долга при поставленной цели;
  • зная свои золотые часы ("жаворонок" или "сова"), наметьте, какими темами вы будете заниматься в часы подъема, а какими - в часы спада;
  • если вы чувствуете себя "не в настроении", начинайте занятия с наиболее интересного для вас предмета или темы, это поможет войти в рабочую форму;
  • если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко встать, отвернуться от стола, сделать несколько медленных, глубоких вдохов м выдохов и только затем опять приступить к делу;
  • обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления;
  • обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.): нервная система перед экзаменом и так на взводе;
  • вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом, прогуляться, искупаться, а ночью - хорошо выспаться;
  • последние 12 часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма.
  • По дороге на экзамен надо листать материалы уже знакомые, чтобы подготовиться психологически - вот сколько я знаю!

  • Надо некоторое время стоять перед аудиторией и спрашивать всех выходящих о том, какие вопросы задавали, и впитывать все как губка. Этот прием рассматривает голову студента как пустое ведро, которое за день-два наполняется недолгими знаниями. Главное здесь - донести, не расплескав его, до экзаменатора.

  • Выйдя после сдачи, "ведро" надо немедленно вылить, чтобы освободить его для следующего предмета. Разумеется, так можно получить удовлетворительную оценку, но не знания.
  • Пользоваться "принципом зеркала": всей душой полюбить преподавателя (но не заискивать), и, отражая ваше очарование, он ответит взаимностью. Вообще "человеческий фактор" надо использовать обязательно.

    Например,
  • не мешают человеку рассказывать самому, зная, что это хороший признак;
  • никогда не выкладывают 100 процентов того, что знают по теме, оставляя пространство для маневра на дополнительных вопросах.

    И если не очень уверены (или очень не уверены) в своих знаниях, говорят с особой бодростью - уставший экзаменатор может довериться первым правильным фразам, а то и вообще интонации, и не слышать суть.

    Кстати, если ответ на вопрос вам совершенно неизвестен, ни в коем случае не разводите пустыми руками. Надо говорить первое, что пришло в голову, втянуть преподавателя в диалог и дать ему самому возможность ответить на билеты или, включив в игру "горячо - холодно", использовать его самого как шпаргалку.

    Ошибка обычно лучше полного молчания. Ведь на любом экзамене испытываются не только знания, но и сам человек, а воля к победе всегда вызывает уважение.

    Лучшие специалисты по сдаче экзаменов сходятся на том, что шпаргалки полезны. Правда, если соблюдаются два условия:

  • шпаргалки должны быть лично: кто бы ни сдал перед вами по предложенным шпаргалкам - сдал на "отлично" он, а не вы;
  • доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда вы не знаете вообще ничего; если вопрос стоит так "три или четыре?" - риск слишком велик, неофициальная статистика говорит, что "незасвеченными" остаются не более 30 процентов шпаргалок.

    Впрочем, случается, к счастью, и такое, что вы знаете выпавший билет. Не торопитесь. Здесь тоже есть своя наилучшая тактика:
  • прочитать весь билет до конца;
  • оценить, какой пункт для вас самый легкий;
  • наметьте себе последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному;
  • если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей не раньше разумного времени, не бросайте сразу;
  • следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт;
  • если остается лишнее время, не торопитесь вставать: на письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном - послушайте, о чем спрашивает преподаватель - вопросы повторяются.

    Обычно преподаватель не "заваливает", особенно если тот умело пользуется описанным выше "методом зеркала". Но если начинается вопиющая несправедливость:
  • во время устного экзамена пользуйтесь планом-конспектом своего ответа на вопросы билета;
  • не ввязывайтесь в игру "вопрос-ответ, вопрос-ответ";
  • не ловитесь на вопросы, выходящие все дальше за рамки официального (в билете) вопроса, повторяйте то, что написано в вашем тексте;
  • чувствуя, что эмоциональная напряженность разговора растет, сбивайте темп, не стесняйтесь фразы: "Так, дайте мне минуточку..." - и думайте;
  • экзаменатор не имеет права вас подгонять, он не имеет права снизить оценку за медлительность;
  • если вас подгоняют, спокойно говорите, что знаете ответ, но ищите самую точную формулировку;
  • знайте свои права.

    Одеваться на экзамен надо, не пытаясь кого-то поразить, выбирайте то, что удобно вам. Выйти из дома в этот момент лучше раньше обычного, потому что замечено: время в день испытания идет по-особому.
    Ну а если экзамен вы провалили, вздохните полной грудью и действуйте дальше.

    Анатолий Гостюшин

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru