Самая популярная ошибка в подготовке к экзамену - действовать по принципу:"Проходим по очереди все билеты" (например, оставшийся месяц разбивается на 30 частей: один день - один билет). Московский психолог А.Пронин предложил удачную альтернативу - технику подготовки "3-4-5". Время до экзамена (год, месяц, неделя) делится на три равные части. В первые, скажем 10 дней надо пройти все темы на троечку, во вторые 10 дней - на четверку, а в оставшиеся - отшлифовать знакомое и убрать ошибки. У такого способа есть сразу несколько преимуществ. Главные:
знания не связаны в памяти со страхом "опоздать" появляется возможность именно учить (повторением) создается представление о предмете как о целом. Опытные преподаватели утверждают, что непотопляемый студент - это тот, кто умеет говорить на языке предмета, имеет понятие об его общей структуре, знает, что можно не учить, и вовремя блеснет яркой деталью. Разумеется, такой студент прекрасно владеет и чистой техникой подготовки к экзамену. Английские консультанты Ф. Орр и Э.Клаф в книге "Экзамены без стресса" обобщили подобный опыт. Организуйте подготовку по четкому плану (недели, дни, часы); если вы садитесь за стол с размытой целью "немного заняться повторением", вы лишаете себя важнейшего стимула - чувства выполненного долга при поставленной цели; зная свои золотые часы ("жаворонок" или "сова"), наметьте, какими темами вы будете заниматься в часы подъема, а какими - в часы спада; если вы чувствуете себя "не в настроении", начинайте занятия с наиболее интересного для вас предмета или темы, это поможет войти в рабочую форму; если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко встать, отвернуться от стола, сделать несколько медленных, глубоких вдохов м выдохов и только затем опять приступить к делу; обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления; обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.): нервная система перед экзаменом и так на взводе; вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом, прогуляться, искупаться, а ночью - хорошо выспаться; последние 12 часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма. По дороге на экзамен надо листать материалы уже знакомые, чтобы подготовиться психологически - вот сколько я знаю! Надо некоторое время стоять перед аудиторией и спрашивать всех выходящих о том, какие вопросы задавали, и впитывать все как губка. Этот прием рассматривает голову студента как пустое ведро, которое за день-два наполняется недолгими знаниями. Главное здесь - донести, не расплескав его, до экзаменатора. Выйдя после сдачи, "ведро" надо немедленно вылить, чтобы освободить его для следующего предмета. Разумеется, так можно получить удовлетворительную оценку, но не знания. Пользоваться "принципом зеркала": всей душой полюбить преподавателя (но не заискивать), и, отражая ваше очарование, он ответит взаимностью. Вообще "человеческий фактор" надо использовать обязательно. Например, не мешают человеку рассказывать самому, зная, что это хороший признак; никогда не выкладывают 100 процентов того, что знают по теме, оставляя пространство для маневра на дополнительных вопросах. И если не очень уверены (или очень не уверены) в своих знаниях, говорят с особой бодростью - уставший экзаменатор может довериться первым правильным фразам, а то и вообще интонации, и не слышать суть. Кстати, если ответ на вопрос вам совершенно неизвестен, ни в коем случае не разводите пустыми руками. Надо говорить первое, что пришло в голову, втянуть преподавателя в диалог и дать ему самому возможность ответить на билеты или, включив в игру "горячо - холодно", использовать его самого как шпаргалку. Ошибка обычно лучше полного молчания. Ведь на любом экзамене испытываются не только знания, но и сам человек, а воля к победе всегда вызывает уважение. Лучшие специалисты по сдаче экзаменов сходятся на том, что шпаргалки полезны. Правда, если соблюдаются два условия: шпаргалки должны быть лично: кто бы ни сдал перед вами по предложенным шпаргалкам - сдал на "отлично" он, а не вы; доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда вы не знаете вообще ничего; если вопрос стоит так "три или четыре?" - риск слишком велик, неофициальная статистика говорит, что "незасвеченными" остаются не более 30 процентов шпаргалок. Впрочем, случается, к счастью, и такое, что вы знаете выпавший билет. Не торопитесь. Здесь тоже есть своя наилучшая тактика: прочитать весь билет до конца; оценить, какой пункт для вас самый легкий; наметьте себе последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному; если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей не раньше разумного времени, не бросайте сразу; следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт; если остается лишнее время, не торопитесь вставать: на письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном - послушайте, о чем спрашивает преподаватель - вопросы повторяются. Обычно преподаватель не "заваливает", особенно если тот умело пользуется описанным выше "методом зеркала". Но если начинается вопиющая несправедливость: во время устного экзамена пользуйтесь планом-конспектом своего ответа на вопросы билета; не ввязывайтесь в игру "вопрос-ответ, вопрос-ответ"; не ловитесь на вопросы, выходящие все дальше за рамки официального (в билете) вопроса, повторяйте то, что написано в вашем тексте; чувствуя, что эмоциональная напряженность разговора растет, сбивайте темп, не стесняйтесь фразы: "Так, дайте мне минуточку..." - и думайте; экзаменатор не имеет права вас подгонять, он не имеет права снизить оценку за медлительность; если вас подгоняют, спокойно говорите, что знаете ответ, но ищите самую точную формулировку; знайте свои права. Одеваться на экзамен надо, не пытаясь кого-то поразить, выбирайте то, что удобно вам. Выйти из дома в этот момент лучше раньше обычного, потому что замечено: время в день испытания идет по-особому. Ну а если экзамен вы провалили, вздохните полной грудью и действуйте дальше. Анатолий Гостюшин |