Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Репетиция успеха
<<назад
 1  2  3 

Лучшие уроки дают экзамены
Славомир Врублевский





Закончился учебный год. Многие с нетерпением ожидают лета, предвкушая беззаботные теплые деньки, отдых и развлечения. Но для старшеклассников наступает, пожалуй, самая напряженная пора. Ведь впереди экзамены, от которых так много зависит.
В юности опыт серьезных жизненных испытаний еще невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены подчас превращаются в пытку и приносят настоящие страдания. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного напряжения, страхов и слез?
Опытные психологи убеждены, что это вполне возможно. Прислушаемся к их советам. Они адресованы главным образом ученикам и их родителям. Школьный психолог поступит правильно и дальновидно, если, руководствуясь своим опытом и этим материалом, сумеет заблаговременно довести до сведения старшеклассников и родителей соответствующие рекомендации.

С разных точек зрения

Теоретически экзамен представляет собой вспомогательную оценочную процедуру в учебном процессе. Сам по себе он ничего не прибавляет к знаниям учащихся. Но весь учебный процесс в старших классах оказывается сориентирован на этот решающий рубеж.

Само усвоение материала подчиняется требованию воспроизвести его на экзамене. Это облегчает итоговое испытание, поскольку целенаправленная подготовка к нему осуществляется заблаговременно и поэтапно. Однако в подростковом и юношеском возрасте отдаленное планирование еще представляет для человека почти невыполнимую задачу.
Большинство школьников не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение, причем троякого рода.

Во-первых, успешное прохождение испытания требует владения большим объемом знаний, который еще незадолго до экзамена представлен в сознании большинства учеников недостаточно полно и систематизированно. Поэтому на завершающем (а по сути - главном) этапе подготовки требуется интенсивное освоение огромного материала. Однако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации.

С помощью волевого усилия возможно немного расширить эти рамки, но это связано с большим напряжением. Поэтому интенсивное "накачивание" информации и ее правильное воспроизведение на экзамене - серьезная интеллектуальная задача, связанная с большой нагрузкой на мозг.

Во-вторых, сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями. Неопределенность результата на этапе подготовки порождает опасения, тревогу и неуверенность - так называемый экзаменационный стресс. Педагоги знают, что нередко ученик волнуется так сильно, что это просто мешает ему пройти испытание на уровне своих знаний и способностей.

В-третьих, не секрет, что успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения ученика, его отношения к учебе и к самой экзаменационной процедуре. Поэтому мотивационно-волевая готовность оказывается не менее важна, чем интеллектуальная и эмоциональная.

Как же достичь такой комплексной готовности? Одни ребята с головой уходят в подготовку, с утра до ночи просиживают над учебниками, пользуя свой измученный мозг крепким кофе вперемешку с валерьянкой. Другие, наоборот, стараются максимально отвлечься, полагаясь на ранее усвоенные знания и на везение. И те и другие, как правило, на экзаменах не блещут. Легче всего даются экзамены тем, кто избирает третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендуемый психологами.

Посмеемся над стрессом

Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни.

Известно, что люди делятся на "жаворонков" и "сов" и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Родителям ученика и ему самому надо разобраться, к какому типу он принадлежит. Для "жаворонка" лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ученик - скорее "сова", то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru