Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Рациональные пути самоопределения
<<назад

Знание ценностей и жизненных целей современного подростка важно для педагогов, психологов, родителей, так как позволяет в какой-то степени "заглянуть" в душу ребенка, узнать, о чем он мечтает, к чему стремится в жизни и как планирует свое будущее. Поэтому классному руководителю, принимающему новый коллектив учащихся, педагогам, начинающим работу в данном классе, да и всем остальным учителям, а также родителям было бы полезно иметь первичную информацию о желаниях и стремлениях детей. Опираясь на нее, можно найти точки соприкосновения с подростками, построить совместную воспитательную и учебную работу.

Эта информация, кстати, интересна и для старшеклассников. В ходе тактичного и заинтересованного обсуждения значимых ценностей учащиеся задумываются о своем прошлом, настоящем и будущем, переосмысливают свои жизненные цели, больше узнают об интересах и стремлениях сверстников. А это в свою очередь при благоприятных условиях приводит к взаимопониманию между детьми, сплочению классного коллектива, сближению и солидарности.

Наиболее значимыми ценностями для учащихся 10-11-х классов являются (в порядке убывания):

  • хорошее здоровье (14 опрошенных поставили эту ценность на 1-е место, 3 человека - на 2-е, 4 - на 3-е),
  • счастливая семья (7, 3, 9),
  • хорошее образование (4, 9, 5), дружба (2, 0, 2),
  • хорошая работа,
  • карьера (2, 2, 3),
  • счастье близких людей (1, 4, 0).

    Наименее важным для старших подростков являются:
  • власть или положение в обществе,
  • красивая одежда и ювелирные украшения,
  • достижение славы,
  • наука как познание нового, сохранение жизни и природы на Земле,
  • благополучие государства.

    В ходе обсуждения результатов со старшеклассниками выяснилось, что абсолютное большинство из них мечтают о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средство достижения этих целей.

    Их выбор - это наиболее рациональные пути самоопределения. Главное для современных подростков - достижение успеха собственными силами с полным использованием своих интеллектуальных способностей.

    Смею утверждать, не претендуя на истину в последней инстанции, что временное "забвение" большинством детей таких ценностей, как достижения в искусстве, музыке и спорте, уважение окружающих, самоуважение, уверенность в себе, экология, связано прежде всего с нестабильностью в обществе, идеология которого ориентирована на достижение материального благополучия (в ущерб духовности) и определенного социального статуса и положения в обществе.

    У десятиклассников, кроме вышеназванных значимых ценностей, четвертую позицию занимает хороший дом, квартира, шестую - сохранение жизни и природы на Земле.

    Несколько отличается выбор у юношей и девушек. У юношей 11-го класса на пятом месте по степени значимости находится такая ценность, как богатство и деньги. Десятиклассницы и выпускницы школ важными для себя считают также уверенность в себе и самоуважение (соответственно 5-е и 4-е места).

    Такова общая картина иерархии ценностей опрошенных старшеклассников, которая, конечно же, не позволяет нам делать далеко идущие выводы. В дальнейшем необходимы более глубокая, разносторонняя обработка и анализ полученных данных, новые исследования.

    Несмотря на это, мы можем сказать, что сумели выявить некоторые тенденции в формировании жизненных целей и стремлений подростков. Опираясь на них, учителя могут добиться взаимопонимания в общении, более эффективно вести учебную и профориентационную работу, разрешать конфликтные ситуации. Учет ценностей подростков поможет также психологу в консультационной работе с педагогами, в повышении учебной мотивации школьников.





    Ильшат Байбулатов,
    педагог-психолог,
    "Школьный психолог"

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru