Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию. 4. Рекомендации к подготовке занятия Разработка гибкого плана включает в себя:
Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания. Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы). Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий). Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия: а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия; б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию; в) использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге `ребенок - педагог` и `ребенок - дети`. Планирование результативности занятия предусматривает: 1) обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности; 2) анализ результатов групповой и индивидуальной работы; 3) внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату. 5. Рекомендации к проведению занятия Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Педагог должен поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них. Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Нужно обсуждать с детьми не только то, что `мы узнали` (чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Итак, подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми: 1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования. 2. Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей. 3. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития. 4. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. 5. Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями. 6. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний. 7. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка. 8. Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире. 9. Использование личного опыта каждого ребенка. 10. Создание по ходу занятия `трудных ситуаций`, как возможностей применить новые знания. 11. Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей. 6. Основные критерии анализа личностно-ориентированного занятия 1. Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу. 2. Сообщение старшим дошкольникам не только темы, но и целей, форм работы. 3. Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия.
|