А теперь загадаю вам вкусную загадку: круглое, румяное, для детей желанное. Дети: Яблоко! Ведущий: Может яблоко быть квадратным? Или треугольным? Конечно, нет. А какой формы вода? (Дети обычно говорят, что вода прозрачная, чистая, холодная.) Нет, я не об этом спрашиваю. Может, вода, как шар? Или похожа на куб? На цилиндр? Повелительница Времен Года! Помогите нам ответить на этот вопрос. Повелительница Времен Года: Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас я вам все покажу. (Приглашает к себе пятерых детей, предлагает им выбрать один из лежащих на подносе предметов: стакан, резиновую перчатку, колбочку, резиновый шарик или пузырек - и наливает в сосуды воду.) Ну-ка, ответьте теперь на вопрос: какой формы вода? Ведущий: Вот это да! У Васи в руках вода приняла форму перчатки. А у Наташи превратилась в шарик. (Перечисляет формы предметов, которые заполнила вода.) Оказывается, у воды нет своей формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который наполняет. Давайте поблагодарим нашу гостью за интересные игры! Повелительница Времен Года уходит за ширму. Появляется перчаточная кукла Галка. Ведущий: Однажды мне довелось увидеть такой случай. (Ведущий пересказывает историю, изложенную в рассказе Л.Толстого `Умная галка`.) Стояла жаркая погода, лужицы с водой высохли. Птицам трудно напиться в такую погоду. Одна галка заметила банку с водой. У галки клюв маленький, не дотянуться ей до воды. Но птица стала бросать в банку маленькие камешки - один, другой. Камешек за камешком - и вода стала подниматься. Когда она поднялась довольно высоко, птица смогла напиться. Во время рассказа Галка показывает, как это происходило. Вот какая умная галка! Галка: Мы, птицы, вообще на разные хитрости способны. Вот скажите: когда на улице холодно, вода в реках и лужицах замерзает, как птица может напиться? (Дети высказывают предположения.) Дам вам в ладошки подержать льдинку: может, вы и догадаетесь? (Галка дает детям подержать льдинку, ладошки у всех становятся мокрыми.) Так же и птицы зимой добывают себе воду: возьмут в клюв маленькую льдинку и ждут, пока она начнет подтаивать. Ведущий (показывает термометр): Когда температура воздуха поднимается выше 0 градусов, лед начинает таять, превращается в жидкость. Поблагодарим умную Галку за то, что открыла нам свой секрет. Галка исчезает за ширмой. Кто это там шумит? Появляются новые герои: Мальвина тащит Буратино за руку, тот упирается. Мальвина: Буратино, вы ведете себя отвратительно, вам надо учиться. Буратино: Опять учиться? Я только отмыл нос от чернил. Мальвина усаживает Буратино за стол, он проказничает, сует нос в стаканы. Мальвина: Я приготовила четыре стакана с растворами разного вкуса. Все они пригодны для питья. Но один стакан - без всякого раствора. В нем просто чистая вода. Вам, Буратино, надо отыскать этот стакан среди остальных. Как это можно сделать? Буратино: Не знаю! Мальвина: Дети, как можно помочь Буратино? Так как Мальвина сказала, что растворы пригодны для питья, можно попробовать воду на вкус. Мальвина приглашает к столику четырех детей. Буратино раздает им соломинки для питья. Детям предлагается найти чистую воду. Ведущий: Удивительно: во всех стаканах вода одинаково прозрачная, но на вкус разная! Мальвина, объясните нам, пожалуйста, как это может быть. Мальвина: Посмотрите, я наливаю в стакан воду, насыпаю сахар: Буратино: Ой, горка!.. Сахарная гора в воде?! Мальвина: Дети, что надо сделать, чтобы горка сахара растворилась и исчезла? (Размешать сахар.) Буратино, размешайте сахар в воде! Буратино бьет ложечкой по стакану, при этом сахар не растворяется. Буратино, надо опустить ложечку в воду до самого донышка стакана и размешать сахар. Смотрите, сахар растворился, но вода осталась прозрачной. Буратино, изменился ли вкус воды? Буратино: Да она же сладкая! Сиропчик! Ведущий: У воды есть важное, полезное свойство - умение растворять в себе некоторые вещества. Чтобы приготовить суп, нам надо растворить в воде соль. Когда мы хотим сварить компот или выпить чаю, то растворяем в воде сахарный песок.
|