Спектакль-занятие для дидактического театра Действующие лица:
Ведущий Повелительница Времен Года Галка Мальвина Буратино Оборудование: два демонстрационных столика; ширма, за которой прячутся действующие герои; фонограмма с музыкальными фрагментами из сюиты П.И. Чайковского `Времена года`; карточки, изображающие действия с водой; баночка с водой; тарелочка с камешками; льдинка; термометр; чашка с льдинкой; чашка с водой; поднос, на котором лежат пять предметов разной формы - резиновая перчатка, колбочка, резиновый шарик, пузырек, стакан; тарелка; чайник с водой; пять стаканов - один пустой и четыре с водой; лимонная кислота; соль и сахар для приготовления растворов; восемь соломинок для питья; ложечка. Звучит тихая музыка. Из-за ширмы появляется ведущий, в задумчивости ходит по залу, беседует сам с собой. Ведущий: Ненастный день, дождливый день: Как грустно!: (Вдруг замечает детей.) Но я, кажется, не один: у меня есть друзья-зрители! Здравствуйте! Я жду гостей и думаю, вам интересно будет с ними познакомиться. Появляется Повелительница Времен Года. Повелительница Времен Года: Здравствуйте, ребята. Знаете, почему меня зовут Повелительницей Времен Года? Посмотрите на мой наряд: венок из ярких, красочных листьев - это Осень, ожерелье из красных ягод и цветов - это Лето, а сарафан, голубой, как прозрачный лед, как чистый снег, это Зима. Глаза же у меня синие, как подснежники Весной. Ведущий: Есть старинная русская пословица: человек славится не словами, а делами. Расскажите нам о себе. Повелительница Времен Года: Вы, наверное, знаете, что год делится на четыре сезона, четыре периода - по характеру изменений в природе, которые в это время происходят. Зимой я насылаю на всех сон: листочки на деревьях в почках спят, медведи в берлогах спят, ежи в листве спят, вода в реке спит. Все это происходит потому, что дуют холодные северные ветры. Как они дуют? (Все участники изображают северные ветры.) Температура понижается ниже 0 градусов. (Берет в руки модель термометра и устанавливает столбик на нужной отметке.) Весной я раскрываю почки на деревьях и кустарниках, ветры теплые от сна пробуждаю, птиц, жучков, зверушек разных солнцем согреваю. Летом тучки собираю, дождем землю поливаю, воду в реках согреваю, чтобы можно было резвиться в воде. А осенью: Ведущий: Повелительница! Ребята знают приметы осени и сами могут рассказать тебе о твоей работе. (В зависимости от поставленной задачи детям можно предложить самостоятельно рассказать о приметах любого времени года.) Повелительница Времен Года: Вот видите! Мы встречаемся с вами каждый день, и вы знаете, как много мне приходится работать! Но сегодня я хочу немножко отдохнуть, побеседовать с друзьями, поиграть в разные игры. Ведущий: Но ведь вы не играете в куклы! Не говоря уж о машинках! Повелительница Времен Года: Зато я люблю играть с водой. И сегодня мы поиграем в мои любимые игры вместе. (Подходит к демонстрационному столику.) Есть ли среди ребят такой мальчик или такая девочка, которые бы могли удерживать воду? Ведущий: Какие загадочные слова! Но, я думаю, ребята обязательно захотят тебе помочь. Ведущий приглашает мальчика и девочку к демонстрационному столику. Повелительница Времен Года предлагает каждому сложить ладошки лодочкой и начинает лить в ладошки воду из чашки. Как бы дети ни старались ее удержать, через какое-то время вода начинает просачиваться. Повелительница Времен Года: Воду трудно удержать. Она стремится убежать. Столик времен года. Лето Ведущий: Но есть же какой-нибудь способ с ней справиться? Ребята! Вы знаете, когда можно удержать воду? Дети высказывают свои предположения. Одного из детей Повелительница подзывает к столику, и ему в ладошки из чашки падает льдинка. Ведущий: Превратилась в лед вода, не стремится никуда. Я хочу загадать ребятам загадку. На одном берегу реки живет маленький гном, а на другом - его друг, другой гном. Но река такая глубокая, такая широкая, что друзья встречаются очень редко. Как вы думаете, когда это происходит? (Зимой.)
|