Некоторые дети специально `хулиганят`, чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого. Они не умеют иначе общаться и компенсируют свою потребность во внимании таким образом. Это не есть собственно агрессия. Но если ребенок видит, что вы `вокруг него скачете`, когда он отказывается от еды и кидает тарелку, если он ломает куклу и получает необходимый ему всплеск гнева или огорчения, то его капризные и агрессивные действия закрепляются. Он будет каждый раз рвать рисунки на стенде и победно наблюдать, как вы сердитесь. Во всех таких случаях единственно верное - ваша нулевая реакция, абсолютно бесстрастная и равнодушная. А действия ваши должны быть для ребенка каждый раз непредсказуемы, каждый раз новые. Один раз нудно склеиваем разорванные рисунки. В другой раз вообще не обращаем внимания. Пусть хоть в землю их втопчет! Когда-то можно среагировать так, будто вы и не на агрессивные действия реагируете, а вполне обыденно, например: `Ах, как неудобно через эти осколки цветочного горшка перешагивать. Придется пойти подмести`, - и идете за веником. Можно спустя много времени после проступка сказать (и обязательно выполнить): `Все идут на музыку, а Петя не идет. Те, кто рвет стенды, играют в группе`. Есть дети, которые никогда не смогут избавиться от агрессивных проявлений в связи со своей болезнью (шизофренией, например). С ними очень важно вести себя, с одной стороны, очень жестко, с другой - достаточно лояльно, терпимо. Это нужно, чтобы сформировать у них на рефлекторном уровне правильное понимание. Такой ребенок должен бояться совершать действия, которые наносят вред близким, травмируют их. Иначе во взрослом возрасте родители с ним не справятся. С другой стороны, те агрессивные действия, которые вы не оцениваете как слишком опасные, могут замечаться вами не всегда и не всегда наказываться. Нужно делать скидку на болезнь и неадекватность ребенка. Бывают случаи, когда агрессивным действиям ребенка стоит придать иной смысл, чем тот, который ребенок первоначально вкладывал. В этот момент происходит переключение ребенка. А ситуация проявления агрессии не фиксируется. Например, возбужденный ребенок начинает подкидывать игрушки. Можно сказать: `У нас град из кубиков пошел. А теперь молния сверкает`. Даете ему фонарик, и он начинает им мигать, словно это молния, и дальше уже играет с фонариком. Если ребенок, не владеющий собой, кинул в другого твердым предметом или стукнул, лучше всего вместе подойти и пожалеть пострадавшего. Можно при этом самой извиниться перед обиженным ребенком, сказав: `Извини, пожалуйста, Петя еще не научился себя вести`. Вообще дети должны учиться просить прощение. Еще очень важно агрессивного ребенка не бояться. Если вы боитесь, вы не сможете ему помочь. Вы должны быть уверены, что ваша реакция на его агрессивные действия будет правильной и своевременной. Бывает так, что от работы с определенным ребенком воспитателю лучше отказаться. Есть дети, которых дома бьют, с которыми постоянно очень строги и холодны. Такие дети признают только силу и страх перед ней. С такими детьми трудно. Они находятся как бы в другой системе координат. У них нет чувствительности к другому человеку. Пока им не покажешь, что ты сильнее, они будут проявлять агрессию. Здесь важным является тот момент, что, `показывая свою силу`, нужно проявлять ее из любви к ребенку, самому не быть ни в чем агрессивным, не стремиться подавить ребенка, подчинить его себе. Агрессивные действия ребенка могут быть связаны также с неуверенностью в себе, с периодом привыкания к вам, с новой обстановкой, со сложной семейной ситуацией, с отсутствием доверия к людям, с возрастным кризисом и т.д. Понимание причины агрессивности, правильно выбранная дистанция, достаточно доброе и открытое отношение, соответствующее потребностям ребенка и в меру требовательное, обычно позволяют вступить с ребенком в контакт и помочь ему. Сопротивление детей рисованию на определенную тему 1. Индивидуальные занятия Когда ребенок сопротивляется, он, как правило, чувствует себя неуверенно. Или из-за неумения, или из-за повышенной требовательности к себе, к результату своей деятельности. Данная тема может казаться ему слишком сложной, не соответствующей его представлению о своих возможностях, или же быть действительно сложной.
|