Даже при всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правил поведения, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени. Отсюда основное правило развития необходимых качеств у этих детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. В соответствии с перечисленными принципами можно выделить три группы коррекционных игр для детей с синдромом гиперактивности, которые могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета, специально организованных занятий, а также включаться в содержание свободного времяпровождения. Избыточные качества, например, повышенную потребность в двигательной разрядке, чрезмерную экспансивность, агрессивность целесообразнее не просто подавлять, а направлять их реализацию в социально приемлемые и развивающие организационные формы (танцы, плавание и т.д.). Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы нужно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Педагогу необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые такому ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов). При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре такому ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Природные явления и занятия трудом или просто отдых на природе способствуют `локализации` и разумному использованию гиперактивности. Компенсации гиперактивности способствуют естественность и упорядоченность условий жизни ребенка. Режим важен для всех детей, но для гиперактивных особенно. Выработка правильных привычек облегчается, если необходимые дела делаются в одно и то же время изо дня в день. Практика показывает, что большинство детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, после 12 лет имеют частичную или полную ремиссию состояния. Негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения. Однако нельзя не отметить, что часть детей и подростков с синдромом гиперактивности показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных личностных расстройств, возникающих в неблагоприятных социально-педагогических условиях. Петербургские педагоги-психологи Г.Монина и Е.Лютова, работающие с такими детьми, советуют пользоваться следующими `пожеланиями детей` с нарушением внимания. 1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем! 2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На 15-м слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более 10 слов. 3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил! 4. А вообще - замолчите: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других. Тамара БУБНОВА, дефектолог, детский сад N 78, г. Ярославль |