Единственным убедительным показателем признания дети в этом возрасте считают похвалу. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы - он обидчив, склонен к аффективному поведению. И напротив - обидчивые дети строят свое общение с взрослыми по преимуществу на познавательных темах. Ранимость ребенка среднего дошкольного возраста - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Конечно, у разных детей она проявляется по-разному, но наблюдается практически у всех. Обостренная потребность в уважении может стать основой серьезных нарушений в поведении и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. А взрослый, не учитывая этой особенности, нарушает, не желая того, стремление ребенка к той или иной деятельности. 4-летняя Лена К. увлеченно вырезает детали узора из цветной бумаги и наклеивает их на белый лист в соответствии с образцом. Взрослый справедливо, но с ноткой неудовольствия и раздражения замечает: "Неправильно, неопрятно, криво. Где должен быть красный кружок? Посмотри! А у тебя где?" Лена опускает голову и прекращает работать. Попытки вернуть ее к делу безуспешны. На лист бумаги капают крупные слезы. "А ты еще и плакса!" Всхлипывания становятся громче, с бормотанием: "Я неумеха, неумеха". Что произошло? Справедливое замечание взрослого о конкретных огрехах Лена восприняла как порицание ее личности в целом. Для нее оно подразумевало: "Ты вообще неумелая, ты всегда такая плохая". На фоне детского стремления заслужить уважение взрослого его слова особенно обидны. В будущем это может привести к нежеланию ребенка заниматься тем, что может вызвать у взрослого такое отношение. Как должен поступать взрослый? Взрослый, конечно, должен делать ребенку замечания. Но, оценивая конкретную работу, он может тоном, словом, улыбкой отделить свое отношение к личности ребенка в целом от отношения к его конкретному действию. Первое всегда должно быть положительным, второе на этом фоне может прозвучать и отрицательно, но будет воспринято малышом спокойно и поможет ему овладеть делом, формируя такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность. Наша коллега провела такой эксперимент. Она предложила детям выполнить одно задание, несколько раз подчеркнув его сложность: "Собери стульчик из этих пластмассовых деталей. Посмотрим, удастся ли тебе это. Вообще-то даже большие ребята не всегда могут хорошо его собрать". Дети с ситуативно-деловым уровнем общения не усердствовали: кто-то сразу обратился за помощью к взрослым ("Сделай ты - я не могу"), кто-то затеял с детальками свою игру и т.д. Дети с вне ситуативно-познавательным уровнем общения старались справиться с заданием самостоятельно, но после каждого действия украдкой или открыто искали одобрения взрослого. Эти дети проявляют настойчивость и самостоятельность, чтобы заслужить уважение взрослого и в обычных условиях жизни. Они отличаются и другой примечательной особенностью фантазированием, созданием фантастических образов животных, людей, приключений. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей, позволяет им жить не только здесь и сейчас, но и в дальних странах, иных мирах, космических путешествиях, в будущем. Как правило, они не верят в реальность выдуманного, но иногда как бы утрачивают грань между реальностью и нафантазированным. И когда они рассказывают об этом взрослым, те в ответ обвиняют их в лживости. Слабого физически и несколько нескладного Никиту постоянно донимал в детсаду забияка и силач Миша. Однажды, придя домой, Никита рассказал маме, что сегодня он так избил Мишку, что у того текла кровь из носа, выпали два зуба и ему вызывали "скорую помощь". Встревоженная мама утром выяснила у воспитательницы, что это Миша побил, как всегда, Никиту. Но в своих фантазиях Никита отомстил Мише и поверил в это - в фантазиях все желания и мечты сбываются. Становление умственной и духовной жизни Вне ситуативно-познавательное общение очень важно для развития ребенка. Оно помогает расширить рамки мира, доступного для его познания. Теоретическое сотрудничество со взрослым закладывает основы его внутренней жизни - умственной и духовной. Теперь ребенок привязан не только к практическому познанию окружающего, но и стремится проникнуть в суть вещей, при помощи фантазии унестись в прошлое и будущее. Умственная работа совершается внутри ребенка, но она постоянно обращена вовне - к взрослому, ища у него опоры.
|