Четкие представления об этих разделах химии помогут не только ответить на поставленные вопросы, но и правильно решить задачи.
4. Решение задач - еще одна проблема, с которой сталкиваются абитуриенты при подготовке к вступительным экзаменам. В связи с тем, что решение задач дает возможность проверить теоретическую подготовку абитуриента, его умение применять полученные знания на практике, задачи всегда включаются в экзаменационные билеты. Трудности возникают из-за того, что в школьном курсе, как правило, расчетам не уделяется достаточного внимания. Принято считать, что это проблемы математические, а не химические. Кроме того, в учебниках приводится довольно ограниченное количество задач, что не дает учащимся достаточной практики в их решении.
Хочется еще раз обратить внимание на то, что успешно решать химические задачи возможно лишь при хорошем владении теоретическим материалом. При решении задач часто необходимо знание не только химических, но и физических свойств веществ, качественных реакций на катионы и анионы, окислительно-восстановительных реакций и т.д.
Часто ошибки связаны с недостаточно внимательным анализом текста условия задачи. Поэтому большее внимание надо уделять анализу условия предложенной задачи и выбору наиболее простого способа ее решения.
Бывает, что химический процесс, описанный в задаче, абитуриенту понятен, но не ясно, как решать задачу математически.
Для решения задач обычно используются два метода. Первый - метод пропорций - наиболее простой, но и более громоздкий. Второй метод основан на применении формул, он часто значительно упрощает и сокращает вычисления.
Нельзя также забывать, что к ошибкам в решении задач часто приводит и неправильная размерность величин. А значит, простой практический совет: проверяя размерность величин, Вы можете ликвидировать часть своих ошибок.
Однако надо помнить, что если Вы хотите научиться хорошо решать химические задачи - выход один - практика и еще раз практика! Надо решать как можно больше задач, особенно по тем разделам программы, которые вызывают у Вас трудности.
Но начать лучше всего с развернутых решений типовых задач, приводимых в учебниках и учебных пособиях, очень внимательно разобрать их и только после этого решать задачи самостоятельно.
Решать задачи необходимо на протяжении всего времени подготовки к экзамену. Это не только даст навык в решении задач, но и поможет лучше закрепить теоретический материал.
5. В целях успешной подготовки к вступительным экзаменам по химии, особенно в вузы с повышенными требованиями (МГУ, химические, медицинские и т.п.), рекомендуется пользоваться не только учебниками, но и учебными пособиями. Список некоторых из них приведен в данной книге. Систематическое изучение дополнительной литературы поможет избежать тех ошибок, о которых говорилось выше. Однако надо иметь в виду, что избыток информации, полученной в короткое время непосредственно перед экзаменом, может плохо сказаться на результатах.
Список рекомендуемой литературы
Для того чтобы качественно подготовиться к вступительному экзамену в высшее учебное заведение, недостаточно пользоваться только школьным учебником. Бывает необходимо использовать и дополнительную литературу, например, справочники, сборники задач и т. д. В настоящее время существует множество различных учебных пособий по химии, и здесь приводится список некоторых из них. Чтобы помочь читателю сделать правильный выбор, название каждой книги сопровождается краткой характеристикой. Кроме того, список специально был составлен с учетом различной начальной подготовки школьников. Таким образом, каждый из Вас сможет легко подобрать необходимую именно ему книгу.
Например, учащимся, которые испытывают затруднения с решением задач, можно рекомендовать начать со сборника `Решение задач по химии` (сост. Н.И.Берман, 1996 г.). В этой книге приводятся подробные объяснения и решения типовых задач.
Тем, кого интересуют более сложные задачи, будут полезны следующие книги:
|