Как показывают результаты вступительных экзаменов, школьная отметка по химии подтверждается далеко не всегда. При этом основные ошибки абитуриентов связаны как с недостаточно глубокими теоретическими знаниями предмета, так и с неумением правильно и рационально решать задачи.
Предлагаемые методические рекомендации не являются панацеей от всех бед. Это просто советы, которые акцентируют Ваше внимание на том, что требует проработки в первую очередь.
Можно выделить несколько наиболее типичных ошибок:
неправильное составление полных и сокращенных форм ионных уравнений реакций;
затруднения в составлении окислительно-восстановительных уравнений реакций (особенно в расстановке коэффициентов);
непонимание процесса гидролиза;
ошибки в составлении химических формул веществ (особенно структурных и электронных);
затруднения в объяснении сущности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ и того, как это сказывается на химических свойствах данных соединений;
ошибки при решении задач.
Как же избежать этих ошибок? Что делать? Начнем по порядку.
1. Очень часто определенные затруднения у абитуриентов вызывает неумение соединить воедино сведения, полученные на разных этапах обучения. Причиной этого может быть как достаточная разбросанность материала по различным разделам школьного учебника, так и отсутствие у учащихся навыков использовать свои знания для обобщения изучаемого материала. В результате ответ на экзамене получается неаргументированным и неполным.
Например, отвечая на вопрос о свойствах химических кислот, абитуриенты, как правило, основываются на материале учебника 8 класса. (Именно в 8 классе `проходят` эту тему.) Но такой ответ является далеко не полным. Ведь в учебнике 9 класса кислоты рассматриваются уже с точки зрения теории электролитической диссоциации; при изучении органической химии (10-11 классы) учащиеся знакомятся с органическими кислотами (карбоновые кислоты, аминокислоты, оксикислоты); в учебнике 11 класса подробно разбираются окислительно-восстановительные свойства некоторых кислот и т.д. Все эти сведения и должен включать в себя ответ на поставленный вопрос. Ведь цель вступительного экзамена - проверить знания учащихся, полученные в течение всего периода обучения.
Другой пример: объясняя сущность процессов, происходящих в растворах, абитуриенты часто пишут реакции только в молекулярном виде, хотя в соответствии с программой 9 класса должны уже уметь записывать уравнения подобных реакций в ионном виде. Кстати, это очень распространенная ошибка.
Помните, что абитуриент, сдающий вступительный экзамен в вуз, должен полностью владеть всем материалом требуемой программы по химии, а не только первоначальными сведениями, полученными в начале обучения.
2. При подготовке к вступительным экзаменам необходимо уделять должное внимание и тому, как то или иное положение теории можно применить к конкретным элементам или веществам. Как показывает опыт, это часто вызывает определенные трудности. Например, абитуриент не всегда может связать свои знания о периодическом законе с характеристикой отдельных элементов, а химические свойства какого-либо соединения с его составом и строением и т.д.
Такие затруднения объясняются как недостаточно хорошим знанием теории, так и тем, что нередко изучение химии сводится не к пониманию материала, а к запоминанию отдельных данных, что, в свою очередь, приводит к большому количеству ошибок.
Нельзя забывать, что глубокое понимание теории и умение применять ее на практике не только освобождает от механического запоминания огромного количества фактов, но и облегчает сам процесс усвоения материала.
3. Не менее типичны и ошибки, связанные с недостаточно хорошим знанием основных понятий и законов химии. Абитуриенты часто путают такие понятия, как масса и количество вещества, химический элемент и простое вещество, относительная молекулярная и молярная масса, валентность и степень окисления, не могут применить закон Авогадро для решения задач и т. п.
|