Сборник задач по физике: учебное пособие (2-е издание) / под ред. С. М. Козела. - М.: Наука, 1990. - 352 с.
Содержит свыше 850 задач, в основном из числа предлагавшихся на вступительных экзаменах по физике в Московском физико-техническом институте. Наряду с задачами повышенной трудности в сборник включены задачи, рассчитанные на менее подготовленного читателя и предназначенные для первоначального ознакомления с методикой решения задач. Большинство задач имеют решения или пояснения. Такой задачник подойдет не для всех ВУЗов.
Задачи по физике: учебное пособие (2-е издание) / под ред. О.Я.Савченко. - М.: Наука, 1988. - 416 с.
Содержит свыше 2000 задач по физике (практически все интересные физические задачи, которые доступны школьникам, собраны здесь), в основном из числа предлагавшихся в физико-математической школе-интернате при Новосибирском государственном университете. Особое внимание уделено тем разделам, которые в школе изучаются недостаточно глубоко, но важны для успешного обучения в ВУЗе. Этот учебник подойдет только тем, кто собирается серьезно заниматься наукой в будущем и не сомневается в том, что поступит. По этому задачнику достаточно трудно готовиться самостоятельно, но предложенные в нем задачи являются хорошим тестом вашей готовности к поступлению в такой ВУЗ, где знание физики требуется на достаточно высоком уровне.
Как подготовиться к устному экзамену
Основное отличие ВУЗовского устного экзамена от школьного состоит в том, что в большинстве школ (но, конечно, не во всех) во время экзамена учителя выясняют, что же знает экзаменуемый. Если хотя бы что-то знает, ставят `удовлетворительно`, если ученик, кроме этого знает еще что-то, оценку повышают до `хорошо` и так далее. В ВУЗах (но, опять-таки, не во всех) преподаватели на экзамене выясняют то, чего не знает абитуриент. Если он чего-то не знает, оценку снижают до четверки, обнаруживается еще какой-нибудь пробел, оценка еще понижается и так далее.
Чтобы получить `2` на вступительном экзамене, необходимо полное незнание нескольких разделов курса. Экзаменаторы при затруднениях в ответе обычно все-таки помогают экзаменующемуся вспомнить нужную тему, частично указывают путь к правильному решению и только после того, как обнаруживается, что подсказки помогают плохо, со спокойной совестью выставляют неудовлетворительную оценку. Если вам нужна хотя бы тройка, не рассчитывайте на благосклонность экзаменатора: выучите основные определения, формулы и формулировки физических законов из каждого раздела физики, разберитесь в сущности основных физических явлений и смысле основных физических величин и понятий. На это не потребуется много времени.
Если же вам необходима более высокая оценка, тогда потребуется регулярная самостоятельная работа в течение достаточно длительного времени - школьный курс физики невозможно хорошо изучить за неделю (и тем более за день).
Пробелы в знаниях на устном экзамене гораздо опаснее, чем на письменном. Обнаружив, что вы ошибаетесь или неверно отвечаете на вопрос, экзаменатор начинает выяснять, насколько глубок ваш пробел. Опытный экзаменатор может обнаружить и другие недостаточно хорошо вами изученные разделы физики. На письменном же экзамене вы просто не сможете решить одну из задач (если пробел в знаниях невелик).
При подготовке желательно вести краткий конспект изученного материала. Студенты обычно оформляют такой конспект в виде шпаргалки - листка бумаги, на котором лаконично и сжато, но четко и разборчиво записано самое главное. В принципе, шпаргалкой можно тайно от преподавателя воспользоваться, но студенты крайне редко прибегают к этому - слишком уж велик риск.
Опытный преподаватель всегда заметит такого студента, и экзамен для него закончится неудачей. Отметим, что если у студентов есть возможность пересдать экзамен, у абитуриентов такая возможность представится только в следующем году, поэтому мы настоятельно рекомендуем не пользоваться шпаргалкой, а только составлять ее. Наличие краткого конспекта является хорошим психологическим фактором перед экзаменом. Шпаргалка успокаивает и придает уверенность.
|