Можно ли подготовиться к диктанту? Да, можно. Для того, чтобы правила хорошо усвоились и выработались твердые навыки их применения, необходимы длительные тренировки.
Диктант - это проверка на грамотность. Вам не избежать повторения правил и выполнения упражнений. При этом основное внимание следует уделять не столько формулировкам, сколько примерам, которые иллюстрируют правила. Удачные примеры дают большую пользу, чем выученные наизусть тексты правил. Однако этот процесс можно объединить, если вы обратитесь к многочисленным пособиям, предлагающим наиболее сложные правила в виде схем с необходимыми примерами, после разбора которых вы можете начать работу с текстами. Возможно для многих этот путь окажется более привлекательным.
В чем состоит ваша главная задача на последнем этапе перед вступительным экзаменом? Не стремитесь к повторению всех существующих правил правописания. Вам нужно обновить имеющиеся знания и приобрести только те, которые не удалось удержать в памяти.
Наиболее сложными для абитуриентов являются следующие темы по орфографии и пунктуации:
правописание гласных после шипящих и ц;
правописание слов с чередующимися гласными в корне;
правописание приставок пре- и при-, приставок на з- и с-;
написание -н- и -нн- в разных частях речи;
правописание не- и ни- с различными частями речи;
постановка знаков препинания при однородных членах предложения, при деепричастных и причастных оборотах, в сложных предложениях, при прямой речи.
Если главные ориентиры намечены, можно приступать к работе с текстами, состоящими из подобранных предложений на повторяемую тему (правило), насыщенных нужными орфограммами и знаками препинания. Можно обратиться к словарным диктантам и текстам с пропущенными буквами, со скобками, с отсутствующими знаками препинания. Для этой работы вам потребуется орфографический словарь, справочное пособие или словарь сочетаемости слов. В результате вы обеспечите такой вид работы, который требует постоянного поиска ответа на вопрос: как писать? Только в этом случае выполнение тренировочных упражнений будет способствовать выработке навыка правописания.
Изложение
Целью изложения является проверка знаний абитуриента по теории и практике русского языка, умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой, навыков по культуре речи, стилистике.
В некоторых ВУЗах проводится изложение с элементами сочинения. В этом случае экзаменующимся предлагается два задания. Первое - написать изложение данного текста. Второе - выполнить в письменной форме задание творческого характера: ответить на вопрос, изложить свою точку зрения на проблему, написать свой вариант возможного развития событий и т.п.
Для изложения предлагают отрывки из художественных и публицистических произведений. Обычно текст читается преподавателем дважды. Первый раз - в замедленном темпе, при этом абитуриенты записывают на черновике опорную информацию. Второй раз текст читается в обычном темпе речи. Затем абитуриенты составляют на черновике план пересказа (схему строения текста) и приступают к непосредственной работе над его написанием.
Вам предстоит извлечь из текста информацию для составления плана изложения, передачи содержания, разделить при этом текст на смысловые части (микротемы, абзацы) и по возможности записать основную мысль каждой из этих частей.
Наличие плана (в черновике) способствует сохранению последовательности в передаче основного содержания текста. Важно определить при этом, какая часть в тексте является вводной, есть ли концовка, из каких абзацев состоит основная часть.
В процессе прослушивания полезно выделить опорные слова, которые будут нужны для изложения. Главную мысль автора желательно обосновать примерами, выбирая из текста соответствующий материал. Если необходимо сжать текст, следует вычленить основную информацию, не потерять то, что обеспечивает развитие сюжета.
Изложение - это результат восприятия, осмысления и передачи не только предложенного текста, но и его художественно-стилистических особенностей. Значит запоминать следует не только содержание материала, но и его языковую форму. Воссоздавая авторский текст, абитуриент должен решить вслед за писателем и определенную стилевую задачу. Для художественного стиля - это описать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение; для делового - сообщить точные сведения; для научного - изложить теоретические сведения, доказав, объяснив сказанное; для публицистического - убедить читающего, воздействовать на него.
|