Утрата единой общегосударственной идеологии, а вместе с ней и крушение прежней, прочной и за многие годы уже тщательно проработанной по принципу единства формы и содержания системы мировоззренческих, морально-этических и художественно-эстетических ценностей и идеалов, подорвали психолого-адаптационные и воспитательные ресурсы отечественной системы образования и нарушили единство образовательного пространства России. В результате невежественного и спекулятивного политического использования таких понятий, как "плюрализм", "свобода личности", "самоценность человека" и т.п., мы пожинаем плоды вседозволенности и преступной безответственности, внедрения в педагогическую практику зарубежных программ и методик без учета ментальности русского и других народов нашей страны, а иногда и явно нацеленные на усугубление демографического кризиса и растление российских школьников.
Не беремся здесь давать оценку качеству утраченной идеологической системы советского государства, вопрос этот достаточно сложный, и категоричное мнение по нему автор не решается высказывать. Однако в любом случае пережитая нами резкая смена идеологии на никакую оказала разрушительное влияние на качество и образования, и воспитания, и психологического состояния подрастающего поколения.
К счастью, образовательный опыт последних лет оказался довольно разнообразным и полезным не только в смысле осознания ошибок. Современная педагогическая отечественная практика характеризуется наличием в ней богатого позитивного опыта обновления содержания образования на основе лучших отечественных культурно-образовательных традиций.
Так, одним из ярких явлений современного школьного образования является разработка в ряде регионов страны учебных курсов духовно-нравственного и религиоведческого содержания.
Программа учебного курса "История религиозной культуры" была разработана в 1996-1997 учебном году, прошла необходимые экспертизы и частично использовалась разными учителями в разных школах.
В течение 1999-2000 и 2000-2001 учебных годов на базе одной из московских государственных "массовых" школ под руководством Московского комитета образования и Московского института повышения квалификации работников образования проводилась официальная апробация всех разделов курса на всех ступенях образования, в разных классах, в том числе в гимназических и в коррекционном. В апробации участвовали автор программы, учителя начальных классов, словесности и истории, студентка богословского института. Апробация курса прошла с прекрасными результатами.
По просьбе учащихся 11-х классов (17 человек) были организованы выпускные экзамены, на которых дети не только продемонстрировали большой интерес к предмету, но и показали блестящие результаты.
В конце 2000-2001 учебного года проводилась аттестация учреждения, результаты аттестационного обследования превзошли все ожидания: средний параметр по начальной школе - 100%, в основной - 97%, в старших классах - 99%. Анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов показало огромное уважение учащихся к школе, к одноклассникам, учителям; желание учиться и продолжать образование после окончания школы; высокую оценку учениками знаний, получаемых в школе.
Часто родители, переводя своих детей в эту школу, на вопрос, почему они это делают, отвечают, что их привлекает то, что педагогический коллектив уделяет должное внимание вопросам религии (обычно называют православие) и качеству образования по русскому языку через изучение церковнославянского языка (раздел включен в программу "История религиозной культуры").
В настоящее время в условиях общеобразовательной школы обычного типа разрабатываются и апробируются учебно-методические пособия и методика преподавания курса.
Алла Бородина,
Москва" "Учительская газета" |