Учебный курс "История религиозной культуры" разработан для 1-11-х классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий при организации обучения на начальной ступени по программе 1 : 3 либо для 2-11-х классов - при организации обучения младших школьников по программе 1: 4.
Образование... Что может быть важнее для общества, ориентированного на жизнь и процветание?! Нет более действенного и надежного средства передачи культурно-исторического опыта, необходимого для успешного развития государства и народа. И мы не устаем повторять, что будущее наше и наших детей зависит в значительной степени от содержания нынешнего школьного образования, т.е. от того, чему учат наших детей в школе.
Российские законы провозглашают образование основой духовного (прежде всего!), социального, экономического, культурного развития общества и государства.
В течение последних 10-12 лет ученые, общественность и Русская православная церковь неустанно требуют обращения современной педагогической практики к отечественным духовным традициям, внедрения религиоведческого и духовно-нравственного содержания в школьное образование. В некоторых регионах Российской Федерации сделаны попытки изучения основ православной культуры, религиоведения, основ нравственности и т.д.
Автор начиная с 1996 года работает над созданием учебного школьного курса "История религиозной культуры" для государственных (светских) школ.
Программа проходила экспертизу в Институте развития личности Российской академии образования, имеет ряд положительных рецензий и отзывов. Под руководством Московского комитета образования и Московского института повышения квалификации работников образования программа проходила апробацию в московских государственных школах.
По программе "История религиозной культуры" издан учебник для 6 класса (и для любых более старших классов на первом году внедрения курса) "История религиозной культуры. Основы православной культуры". По этому же разделу подготовлено пособие для учителя с одноименным названием. Завершена работа над учебником и учебно-методическим пособием для 1(2) класса.
Историко-культурологическая концепция курса "История религиозной культуры" делает его интересным, связанным не только с историей, но и современной культурой, способствует повышению качества базового гуманитарного образования, но главное - позволяет использовать его в государственных светских школах.
Коренные политические и социально-экономические изменения, происходящие в России с конца 80-х годов ХХ века, все обостряющиеся в мире политические, духовные и экологические кризисы требуют всестороннего анализа и глубочайшего переосмысления событий как далекого прошлого, так и опыта последних десятилетий.
Среди огромного количества возникших проблем наиболее актуальной для всей российской интеллигенции (и прежде всего учительства) является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищенными членами российского общества, охваченного системным кризисом: наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали реальностью в России, где совсем недавно еще важнейшим формирующим фактором признавался авторитет государства, общества, морального и юридического закона.
Устоявшийся общественный институт - государственная система образования несет ответственность за будущее народа и всего человечества, т.к. имеет возможности и обязана открыть оптимистическую перспективу сохранения человеческого общества и выживания человека через возрождение и укрепление традиционных форм общественного бытия: государство, церковь, творческий коллектив, семья.
Система образования формирует (должна формировать!) человеческие качества, а не только "вооружать знаниями", призвана закладывать ресурсы, которые будут реализовываться в последующей жизни отдельного человека и целого общества. От качества образования зависит, как люди будут осознавать смысл своего существования и представлять свое место в человеческом и предметном мире, на какие ценности будут ориентироваться и какие плоды принесет их деятельность. Все более убеждаемся мы, что ни установление справедливых норм сосуществования народов и отдельных членов общества, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни реализация "спасительных" экологических программ оказываются невозможными при отсутствии соответствующих нравственно-мировоззренческих качеств. Именно от государственной системы образования зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
"Учительская газета" |