"Ни один народ в мире не одарен какой-либо
способностью преимущественно перед другими".
Г.Лессинг, немецкий драматург
Цель: развить представление учащихся о фашизме и национализме; показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления, возрождения фашизма; сформировать отрицательное отношение учащихся к проявлениям различных форм национализма; способствовать развитию навыков анализа текстов; формированию чувства патриотизма.
Словарь: национализм, шовинизм, национал-социализм, фашизм, геноцид.
Оформление доски:
Начертить схему: что принес фашизм человечеству? При этом можно использовать следующие понятия.
Фашизм, война, геноцид, концлагеря, гибель людей, уничтожение культуры.
Нарисовать пирамиду фашистской власти, используя слова: фюрер, ближайшие приспешники, аристократия, крупные помещики и промышленники, рабы - недочеловеки.
Сегодня мы проводим необычный урок: перед вами два учителя - граждановедения и литературы. И проходит он в преддверии большого для нашего города праздника - 60-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Декабрь для Тверской земли знаменательный месяц: 5 декабря - 730 лет со дня рождения великого князя Михаила Тверского, 16 декабря - 60 лет освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков.
Учитель граждановедения: Я хочу, чтобы вы вспомнили ту экскурсию по городу, которую мы с вами проводили "На правом фланге Московской битвы. Здесь начиналась победа (63 дня войны)". Во время этой экскурсии вам много рассказывали о боях за наш город.
- Что вам запомнилось больше всего?
Рассказ о защитниках Тверецкого моста, которыми командовал лейтенант-грузин. Рассказ о танке под командованием сержанта С. Горобца, который прошел через оккупированный фашистами город, сметая на своем пути вражеских солдат и технику. 3 из 4 членов экипажа были украинцы.
Вывод: Наш город защищали представители разных национальностей, но они ощущали себя единым народом и сражались за свою единую Родину. Спустя несколько лет после войны о подвиге героев-танкистов была написана книга "Ярче легенды". Ее авторы журналисты, представители двух национальностей - Иванов и Флигельман.
- А как вы относитесь к вопросу национальности?
- Имеет ли для вас значение, кто с вами сидит за партой, играет во дворе, едет в транспорте и т.д.? В нашем городе люди привыкли, что уже много лет в наших вузах учатся индусы, негры, арабы.
Но национальный вопрос очень сложный.
Работа с учебником "Граждановедение" Я. Соколова стр. 99 - чтение текста, в рабочую тетрадь выписываем определение "национализм". Читаем текст дальше и выполняем задание - врезку на стр. 100, дочитываем текст на стр. 100 до конца.
Обратимся к примеру Германии. На выборах в 1933 году победила национал-социалистическая партия, люди поверили нацистам, как их называли сокращенно, ведь в названии партии такие близкие и понятные слова: нация и социализм. Но были и те, кто видел истинное лицо нацизма и выступил против него. Таких примеров можно привести сотни и тысячи и внутри Германии, и вне ее. Вот только два:
- вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман (видеоматериал и историческая справка);
- другой антифашист - немецкий поэт Эрнст Буш.
Учитель литературы: Попробуем проанализировать стихотворение Э. Буша "Немец под музыку песни".
- Что вы узнали из стихотворения об этом человеке?
- Как относится к нему автор?
- В каких словах выражается ее отношение?
- Против чего выступал Э. Буш? (Против фашизма).
Учитель граждановедения: Ищем определение в учебнике, дополняем заранее найденными определениями в энциклопедии, словарях. Записываем в рабочую тетрадь определение "фашизм", а в словарь определения "шовинизм" и "расизм".
Учитель литературы: Звукозапись слова "фашизм". Есть слова, которые звучат приятно, есть режущие слух, а оказывается, это зависит от звуков, из которых состоит слово:
Ф - непонятность, одурманенность, обман, неправильность, негативное,
Ш - широта и мощь, устрашение и тяжесть,
"Учительская газета" |