Проработать противоположные понятия, связанные с характеристикой ежика:
грустный - веселый;
храбрый - трусливый;
короткий - длинный;
летний - зимний (серый - белый).
Подчеркнуть ритм считалки.
Используемые книги:
Акимушкин И. Чем кролик на зайца не похож.
Бианки В. Снежная книга. Художник Н.Тырса.
Заходер Б. Русачок. Художник В.Чижиков.
Как вас звать-величать? Художник Е.Рачев.
Коскименс П. Серия книг о Зайчишке-пушишке.
Лагздынь Г. Послушный зайчонок. Художник А.Райхштейн.
Мамин-Сибиряк Д. Сказка про храброго зайца. Художник В.Беломлинский.
Пятьдесят поросят. Художник Ю.Васнецов.
Ушинский К. Детям (рассказ `Заяц и еж`). Художник Н.Устинов.
Чарушин Е. Зверята. Рисунки автора.
Игрушки:
пальчиковые куклы-самоделки белый и серый зайцы;
разнообразные зайцы, зайчихи, зайчата.
Музыкальные материалы:
Рахманинов С. `Итальянская полька`.
Ход занятия:
Волшебными словами открываем Кузькин сундучок. А в нем зайчик сидит. Дети знакомятся с ним, называют свое имя, гладят зайчишку, рассматривают его.
- Наш зайчик маленький, а бывают зайцы большие. (Показываем руками - маленький, большой.) Их и называют по-разному: маленьких - зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок; больших - заяц, зайчище, зайчиха.
- Как в заячьей семье называют папу? А как маму? А как деток? (Проговариваем, подчеркивая каждое название интонацией: ласково, игриво, твердо, мягко.)
- У всех зайцев длинные уши и короткий хвост (показываем ручками). Зайцы бывают разного цвета - серые и белые. Вот какая история произошла однажды с серым зайчиком.
Читаем стихотворение И.Пивоваровой `Заяц`:
Заяц лег на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
- В чем же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?
- Как вы думаете, кто его переодел?
Дети отвечают, кто переодел зайчика (снег, зима).
- Значит, зайцы летом серые, а зимой, чтоб их не видно было на снегу, - белые. А еще они бывают трусливые и храбрые. И для каждого есть своя считалочка. Догадайтесь, какая для какого зайца.
Выдерживая ритм считалочки, мы как бы пересчитываем детей:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ей-ей!
Убегает зайчик мой.
Раз-два-три-четыре-пять -
Шел Охотник погулять!
Вдруг Зайчонок выбегает
И давай в него стрелять.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!
Убежал Охотник мой!
(Храбрая заячья песня из сказки Б.Заходера.)
`Русачок`
- Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и грустные, и веселые. (Изображаем тех и других мимикой и позой.) Веселые зайцы могут нас посмешить, любят потанцевать. Давайте попросим заиньку:
Зайка, зайка, попляши!
Наших деток посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!
Г.Лагздынь
- А мы с вами спляшем веселый заячий танец - полечку.
Затем читаем `Сказку про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост` Д.Мамина-Сибиряка.
Ходим пальчиками по `заячьей сказке`, рассматриваем игрушечных зайчиков и иллюстрации в книгах. Дети показывают маленьких и больших, серых и белых, веселых и грустных, храбрых и трусливых.
Рисование
Рисуем голубого зайчика - длинные уши, короткий хвост.
Воробей
Цели и задачи:
1. Создать образ воробья на основе фольклорных песенок, стихов и сказок, используя движения, звукоподражание, лепку.
2. Вызвать сочувствие, сопереживание птицам, которых зимой настигают беды, пробудить детей к активной помощи.
3. Отработать противоположные понятия: `холодно - жарко`, `веселый - грустный`.
Используемые книги:
Бахревский В. Лопотунья.
Берестов В. Жаворонок. Рисунки Л.Токмакова.
Васнецов Ю. 10 книжек для детей.
Горький М. Воробьишко. Рисунки Е.Чарушина.
Казаков Ю. Жадный Чик и кот Васька. Рисунки Н.Устинова.
|