Левин В. Кошки-мышки. Рисунки А.Поррет.
Маршак С. Где обедал воробей. Рисунки В.Лебедева.
Чарушин Е. Тюпа, Томка и сорока. Рисунки автора.
Игрушки: воробей на тросточке; воробышки из разных материалов: фарфоровый, тряпичный, деревянный.
Ход занятия:
Произносим закличку. Сегодня в сундучке воробышек. Его зовут Чик. Он громко чирикает на разные лады: `Чик-чирик, чики-рики, рики-чики, чив-чив`. Это он радуется ребятам, хочет с ними познакомиться и поздороваться по-воробьиному. Чик подлетает к каждому ребенку, говорит: `Чик-чирик`, - а дети ему в ответ называют свое имя и приветствуют его на воробьином языке (кто как захочет).
- У каждого воробья есть друзья и враги. Послушайте, что рассказала об этом мама-воробьиха своему маленькому сыночку:
Воробьиха воробьенка
Выводила полетать.
По дороге потихоньку
Стала мама объяснять:
Это - крошка,
Это - кошка,
Это - Лешкино окошко.
Лешка любит нас с тобой,
Лешка кормит нас зимой.
В.Левин
Рассматриваем иллюстрацию.
- Давайте и мы покормим воробышков.
Дети держат ладошки с воображаемыми крошками, а воробей подлетает к каждому и клюет под фольклорную песенку:
Воробышек маленький,
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает.
- А кто опасен воробью? У кого мягкие лапки и острые коготки? Кто говорит воробышку: `Схвачу, словлю, поймаю, поиграю!`? Кошка!
Дети проговаривают кошкины слова и сопровождают их движениями. Затем изображают пальчиками, как воробьи улетают от кошки и чирикают. Движение и звукоподражание можно повторить под фольклорную песенку, предварительно рассмотрев рисунки Ю.Васнецова:
Тень-тень-потетень.
Села кошка на плетень.
Прилетели воробьи,
Хлопни им в ладошки -
Улетайте воробьи!
Берегитесь кошки!
или под стихотворение В.Лунина `Цап-Царап и Чик-Чирик`:
Чуть слышен шорох мягких лап.
Крадется тихо Цап-Царап.
Но зря крадется!
В тот же миг
Вспорхнул на ветку Чик-Чирик.
Затем читаем или пересказываем сказку Ю.Казакова `Жадный Чик и кот Васька` (в сокращении).
`Жил-был один воробей по имени Чик. Но это просто так говорится, что один. На самом деле воробьев было много. После длинной зимней ночи деревня просыпается. Воробьи собираются все вместе на каком-нибудь голом кусте сирени.
- Брррр! - кричит кто-нибудь. - Ну и холодина! Ну и мороз!
- Братцы! - пищит один воробей.- Ну и сон мне приснился!
- Какой? Расскажи скорей!
- Будто сижу я возле горячей трубы... А передо мной полное корыто зерна! И вот я клюю, клюю...
Всем воробьям в жестокие зимы снятся одинаковые сны.
Потом старый воробей спрашивает:
- Ну, куда мы сегодня летим?
Какой шум тогда поднимается на сиреневом кусте!
- Ладно, - решает старый воробей. - Летим во все концы. Если кто найдет что-нибудь стоящее, пусть зовет остальных.
И когда кто-нибудь увидит рассыпанные зерна или корки хлеба, он тут же взвивается к небесам и вопит во весь голос:
- Братцы! Ко мне!
Мигом слетаются к нему воробьи:
- Молодец, чик-чиририк!
И так они перелетают шумными стайками целый день.
Так и жил среди наших воробьев Чик. Родился он прошлым летом, и сперва его кормили папа с мамой, а потом он и сам стал летать и клевать все, что попадется: червяков, гусениц, зерно, - и думал, что всегда будет много корма, и страшно удивился когда настала зима и все вкусные вещи исчезли под снегом.
Но однажды утром наш Чик вдруг подумал: `Дай-ка и я куда-нибудь сам слетаю. Если найду что-нибудь, позову всех. И все станут кричать:
`Молодец, Чик! Какой ты умный!``
Взял да и полетел куда глаза глядят. Замерз Чик, продрог и хотел уже поворачивать назад, как вдруг увидел такое, что у него дух захватило.
Недалеко от деревни в лесу стоял небольшой деревянный дом. Все птицы знали, что зимой дом пустеет, и никто поэтому туда не летал. Но в эту зиму в доме поселились люди. Они знали, как холодно и голодно зимой птицам, поэтому сразу же сделали кормушку и насыпали туда всякой всячины. Но к кормушке никто не прилетал. Ведь птицы не знали, что тут их ждет корм.
|