Ежик
Цели и задачи:
Знакомимся с Кузькиным сундучком и закличкой, которая будет звучать на всех последующих занятиях.
Создаем образ ежа - словесный (в том числе и в cравнениях), в рисунках, в движениях (съеживаемся, ходим бесшумно).
Разбираем, как называют членов семьи ежиков: еж, ежиха, ежонок.
Прорабатываем описательные понятия, связанные с ежиком: размер (большой, поменьше, маленький), форма (круглый), ощущения (колючий).
Используемые книги:
Заходер Б. Про мохнатых и пернатых.
Козлов С. Ежик в тумане. Рисунки Нагаева.
Маршак С. Тихая сказка. Рисунки В.Лебедева.
Орлов В. Приключения Каштанчика.
Поттер Б. Ухти-Тухти.
Радлов Н. Рассказы в картинках.
Сутеев В. Сказки и картинки. Рисунки автора.
Чуковский К. Ежики смеются.
Музыкальные материалы:
Песня В.Щукина на слова С.Маршака `Тихая сказка`.
Песня С.Никитина на стихи Ю.Мориц `Резиновый ежик`.
Ход занятия:
- Сегодня Кузька приготовил для вас сюрприз - волшебный сундучок. Волшебство его вот в чем: ежели в нем что-то, а может быть, кто-то лежит (картинка, игрушка или зверюшка), - именно об этом сундучок расскажет стихи и сказки. И открыть его можно только волшебными словами:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Можно сказку начинать!
Проговариваем закличку, показывая пальчиком на позолоченный бочок, расписную крышку, медную задвижку.
Сундучок открывается, а там кто-то колючий. Попробуем угадать. Загадываем загадки:
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
Фольклор
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят.
К.Чуковский
Появляется ежик. Дети знакомятся с ним, называют свои имена. Ежик легонько покалывает их своими иголками.
Составляем словесное описание ежа, рассматриваем на рисунке мордочку, глазки, ушки, лапки, хвостик. Особое внимание обращаем на иголки.
Показываем еловую веточку, сравниваем иголки, читаем двустишия:
Еж под елкой удивлен:
Елка с иглами и он.
С.Черный
Ель на ежика похожа.
Еж в иголках, елка тоже.
С.Маршак
Рассматриваем на рисунке свернувшегося ежика: `Ежик без головы, без ножек`. Это он съежился. Дети пробуют сами свернуться, как ежик, - съежиться. Так ежики защищаются своими иголками.
Читаем четверостишие Б.Заходера:
- Что ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи!
Ходим пальчиками по ежиной сказке, рассматриваем иллюстрации. Дети выполняют задание - находят книжку, где нарисована целая семья ежиков: еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик (большой, поменьше, маленький).
Читаем `Тихую сказку` С.Маршака.
Ходим тихо, как ежики, под песенку В.Щукина `Тихая сказка`.
Рисование
Рисуем семью ежиков - три съежившихся комочка: большой, поменьше и маленький, все с иголками. Повторяем отрывки из тихой сказки.
Рассматривать рисунки можно под песенку `Резиновый ежик`.
Как дополнение к сценарию предлагаем стихотворение М.Яснова `Колючая сказка`:
Выл колючий ветер. И вздохнул печально:
Шел колючий дождик. - Что это за участь!
По тропе колючей Ох, как надоели
Шел колючий ежик. Колкость и колючесть!
И на самой длинной Дома был бы кстати
Из своих колючек Стеганый халатик,
Нес колючий ежик Да еще на лапки
Свой колючий ключик. Вязаные тапки...
На колючей дверце Удружите ежику -
Меж колючих кочек Ежик будет рад:
Он открыл колючий Подарите ежику
Маленький замочек. Тапки и халат!
Зайчик
Цели и задачи:
Закрепить и расширить представление о зайцах, заячьей семье, используя фольклор и художественную литературу.
Познакомить со словами, обозначающими разных зайцев: `зайчиха`, `заинька`, `заюшка`, `зайчишка`, `зайчонок`.
Представить различные изображения зайцев в иллюстрациях, в игрушках, их сходство и различия.
|