4. Организация школьно-университетских сетей Мы знаем, что сегодня во многих городах страны ВУЗы объединены в интернет сети, и федеральное правительство совместно с субъектами Федерации оплачивает расходы на их содержание и трафик. Почему школы не участвуют в этом `празднике жизни`? Если кто-то хочет серьезно обсуждать тему `информатизации` в среднем образовании, этот вопрос нужно поднимать первым. Поставки компьютеров в школы - это лишь 10-15% от начатого дела. Не стоит строить иллюзии, что процесс информатизации завершается с установки компьютера. Этим все дело только начинается: далее требуется создание локальной сети с группой сервисов, потом соединение локальной сети с городской вузовской сетью и, соответственно, с мировой - Интернетом. Создание информационных систем поддержки принятия решений, банки данных на программы, учителей, учащихся, расписания мероприятий и т.д., и т.п. Оптимальная форма реализации - через систему открытых и закрытых интернет сайтов. 5. Информатизация как пакет коммуникативных технологий
Сетевые проекты и олимпиады Предметный принцип образования на фоне всеобщей информатизации безнадежно устаревает. К сожалению, этого не пониманию идеологи Стандарта, который ориентирован на набор предметных знаний. Уже сейчас набирают силу сетевые проекты и олимпиады, нацеленные на овладение учащимися эвристическими и поисковыми компетенциями. Творческая составляющая и распределенная коммуникация - вот будущее образования, основанного на информационных технологиях. Дистанционное образование Находятся сегодня смелые люди, которые утверждают, что лет эдак через 20-30 школа как физический объект (здание, куда приходят учиться) исчезнет, потому что победит `виртуальная школа`, где через Сеть ученики будут встречаться с учителями. Мы не разделяем такого прогноза на будущее. Однако дистанционное обучение, несомненно, станет существенной составляющей будущего образования. Следует сосредоточить методические усилия учителей на создании программ и методик, обеспечивающих развитие виртуального образования, чтобы каждый ученик имел возможность найти своего учителя. Сеть имеет много возможностей для этого. Школьный сайт Создание и поддержка школьного сайта должны стать предметом деятельности одной из важнейших творческих лабораторий школы. При этом нужно понимать, что сайт - не визитная карточка, не информация, вывешенная на `виртуальный гвоздик`. Сайт является отдельным, специфическим видом деятельности, он объединяет процесс сбора, обработки, оформления, публикации информации с процессом интерактивной коммуникации и в то же время представляет актуальный результат этой деятельности: срез сегодняшнего дня школы. Поэтому создание и поддержка интернет ресурса - это не просто модная `фишка`, технический `наворот`, дополняющий и фиксирующий достижения; вполне правомерно будет определить сайтостроение как организующее ядро образовательной деятельности, как постоянный стимул к проектированию и разнообразным коммуникациям и, наконец, как новый способ самореализации, предъявления себя всему миру. Конечно, сайт, отвечающий таким требованиям, должен быть `живым`, т.е. информативным для разных аудиторий, постоянно обновляемым, включающим разные сервисы и вдобавок мобилизующим, развивающим, доступным и привлекательным для каждого посетителя. Мы видим, что информатизация образования - это сложный, многоуровневый процесс, несводимый к снабжению школ компьютерами и CD-учебниками. По сути, это переход к другой культурной парадигме и новому преобладающему типу коммуникации, поэтому важно четко определить цели, приоритеты и основные линии этого движения, чтобы не запутаться в виртуальных сетях. Бабетов Алексей Алимович, Калужская Мария Владимировна |