Сегодня в России мы являемся свидетелями перехода от письменно-печатной культуры к мультимедийно-цифровой. В развитых странах это уже произошло: электронные технологии стали основным инструментом производства документов, изображений и коммуникаций. Компьютеры, объединенные в локальную и глобальную сети, изменили методологию поиска и производства знаний. Все эти изменения называют `информатизацией`. Как этот процесс происходит в нынешней школе? Каким он должен быть? Какова идеология и основные принципы информатизации в школе? Мы предлагаем посмотреть на этот процесс в нескольких ракурсах: 1) Информатика как компьютерная наука 2) Информатизация управления школой 3) Информатизация и учебные дисциплины 4) Организация школьно-университетских сетей 5) Информатизация как пакет коммуникативных технологий. 1. Информатика как компьютерная наука: программист или пользователь? Сегодня программа по информатике (мы рассматриваем в качестве программы группу учебников для 6-11 классов) находится в постоянном развитии и трансформации. Главным вопросом, тем не менее, остается: чему и как учить детей в школе? Мы наблюдаем отход от концепции: информатика - это программирование; уже признано, что школа должна дать ученикам пользовательские умения и навыки. И это большой шаг вперед - не всем же быть программистами. Школа начинает понимать, что на компьютере можно рисовать, писать рефераты, отправлять почту, создавать фильмы и сайты, реализовывать масштабные проекты. В ближайшем будущем пользование мультимедиа системами станет такими же основами обучения, как приобретение навыков письма, беглого чтения, владения угольником или ножницами. 2. Информатизация управления школой Совсем недавно (2001-2002 гг.) произошел фундаментальный сдвиг и в сознании руководителей системы образования: пережив период упорного сопротивления, директора школ и специалисты министерств и ведомств постепенно начинают обучаться работе на компьютере. Но еще не все, а пока лишь 20-30%. На наш взгляд, такой процесс как `информатизация образования` невозможен без организации управленческих рабочих процессов в электронной среде. Другими словами, если говорить об информатизации системно - как о государственной политике - прежде всего, нужно бросить все силы на подготовку, переподготовку и технологическое обеспечение деятельности органов управления и руководителей образовательных учреждений. К сожалению, обеспечение управленческих структур электронными технологиями сегодня зависит от `продвинутости` первых лиц того или иного органа. Если чиновники от образования не будут `знать пальцами`, зачем нужна информатизация, насколько она облегчает, систематизирует и организует деятельность, то ее развитие в образовании неизбежно будет медленным и печальным: Сначала нужно построить локальные сети на всех уровнях управления образованием: Федерация, Субъект Федерации, Муниципалитет, Район. Подготовить на конкурсной основе систему информационно-документального взаимодействия (что-то типа Net-школы, разрабатываемой в Самаре) между этими уровнями. Научиться эффективно использовать электронную почту. Это нужно делать параллельно с поставками компьютеров в сельские и городские школы; даже с опережением года на два, на три. Именно тогда школы сразу подключатся к готовым информационным центрам, банкам документации и статистики; сформируются корпоративные сети, наладится живое взаимодействие. За счет информатизации мы должны высвободить время на творческие задачи! Ибо, как показывают многочисленные исследования, именно эвристической составляющей не хватает в школьном образовании для привлечения мужчин, научных кадров и вообще ярких, талантливых людей. Когда технологии возьмут на себя весь рутинный процесс документооборота, педагоги смогут вздохнуть свободно и всецело посвятить себя проблемам развития образования. 3. Информатизация и учебные дисциплины Это один из самых сложных и спорных вопросов. Бытует точка зрения, что было бы неплохо, если все школьные предметы так или иначе пересекались бы с `новыми информационными технологиями`. Чтобы и русский, и математика, и остальные дисциплины как-то внедрились в компьютерный класс (если таковой имеется). На наш взгляд, это не дает принципиального `рывка` ни для учебных предметов, ни для информатики. Гораздо более эффективно потратить учебное время на изучение принципиальных, стартовых моментов: слепая десятипальцевая печать (начиная с 5 класса, когда установились основные навыки рукописания), изучение работы прикладных офисных, графических и интернет программ. В изучении приложений главное - конечный продукт: текст, картинка, web-страница. Что касается клавиатуры: нужно стимулировать развитие сетевых школьных вариантов программы `Соло на клавиатуре` В.Шахиджаняна, а также клавиатурных игр, сетевые конкурсы. Трудно себе представить более фундаментальный навык, чем владение клавиатурой. Остальное приложится, т.к. информационные технологии подразумевают больше самостоятельной работы и самоконтроля.
|