4. Ничто не исчезает бесследно... Вместе с героем романа "Берег" Никитиным читатель переносится в годы войны. Для писателя Никитина не исчез бесследно лейтенант Никитин, спасший от мародёра и циничного негодяя немецкую девушку. Не исчез для него бесследно на всю жизнь оставшийся идеалом лейтенант Княжко. На всю жизнь остались эти юные лейтенанты для Никитина маяками на далёком берегу прошлого, маяками мужества, стойкости, нравственной чистоты. И еще сеть "берег" - надежный и твердый, святая святых - это Родина. 5. Сегодня особенно ощущается общественная потребность в документальной достоверности произведений о войне. Роман В. Богомолова "В августе сорок четвертого" насыщен большим документальным и фактическим материалом, выписки из приказов, раскодированные шифровки вражеских агентов, отчеты о понесенных потерях, сводки Совинформбюро, шифротелеграммы, спецсооб щения, служебные записки, записи разговоров по "ВЧ" - все эти документы, собранные вместе и определеным образом расположенные, дают, с одной стороны, внушительную картину событий, происходящих летом и осенью сорок четвертого года в Прибалтике, Белоруссии и на других фронтах, а с другой - рождают у читателя ощущение полнейшей достоверности изображаемого, документальной точности, документы эти несут в себе и калорит и атмосферу времени. Широко использован документальный материал в повести Даниила Гранина "Клавдия Вилор", в романе Бориса Полевого "В конце концов". Большой интерес проявляется в настоящее время и к произведениям чисто документального жанра: "Фронтовые дневники" К. Симонова, сборник белорусских авторов "Я из огненной деревни" (рассказы очевидцев), книга Агнии Барто "Найти человека" и др. Долг литературу - нести эстафету подвига, передавая ее от поколения к поколению. Краткие выводы: 1. Произведения второй половины XX века, посвященные Великой Отечественной войне, часто отличаются эпичностью, масштабностью охвата действительности, выходят за рамки 40-х годов. Например, "Вечный зов" В. Иванова, "Судьба" П. Проскурина, "Война " Н. Стаднюка, трилогия К. Симонова "Живые и мертвые". 2. В .произведениях Юрия Бондарева ставятся важнейшие вопросы человеческого бытия. Добро и зло. Где граница между ними? Да и есть ли она? Патриотизм, Долг, Совесть, Любовь, Гуманизм. Какую роль играют эти понятия в жизни человека? И что есть Жизнь человеческая? Чего стоит она? Особенно на войне. 3. Для многих современных произведений о войне характерен глубокий психологизм. Человек с его переживаниями даётся крупным планом, а поле деятельности до предела суживается. Например, повести Б. Васильева, В. Быкова, В. Закруткина, К. Воробьева. Скрупулезное изображение жестоких деталей передает трагическую атмосферу самой войны, её антигуманный смысл. 4. Ярким примером может служить роман Н. Бондарева "Берег". Вместе с героем романа писателем Никитиным читатель переносится в годы войны. На всю жизнь остались юные лейтенанты маяками на далеком берегу прошлого. 5. Сегодня ощущается общественная потребность в документальной достоверности произведений о войне. Большим документальным и фактическим материалом насыщены произведения: роман В. Богомолова "В августе сорок четвертого...", повесть Д. Гранина "Клавдия Вилор", роман Б. Полевого "В конце концов. Есть произведения чисто документального жанра, например, "Фронтовые записки" К. Симонова. Дело литературы - нести эстафету подвига, передавая ее от поколения к поколению. Литература: Сергей Журавлев. "Подвиг, воскрешённый в слове". Ф. Максудова, учитель литературы, г. Казань, РТ |