Может ли школа сделать для них больше, чем делает? Наверное, может, но уверенности в этом нет. Похоже, детский дом в принципе исчерпал свои возможности, надежда только на семейные детские дома, которых, кстати, становится все больше, и систему патронажного воспитания. Школа как оправдание перестройки Как ни странно, образование - одна из немногих частей нашей государственной структуры, не только устоявших в перестройке, но и как бы ее оправдывающих. Гимназии, лицеи, школы самой разнообразной специализации появились практически в каждом городе. Вариативное обучение перестало быть приятной на слух идеей, это детище и кредо заместителя министра образования Александра Асмолова. Прошедшие проверку временем учебные планы, методики организации учебного процесса используются во множестве учебных заведений. Постепенно внедряются и новые информационные технологии. Около трехсот школ в Москве имеют современные компьютерные классы (между прочим, в Якутии процент таких школ еще больше). Один из самых оживленных рынков - рынок обучающих программ. `Интернет` становится доступен не только богатеям из частных лицеев. Ярославский телекоммуникационный центр, например, ведет образовательную переписку с детьми из нескольких деревень. Конечно, в подавляющем большинстве школ нет никаких компьютеров. Но рано или поздно будут. А опыт телекоммуникационного образования уже есть и быстро находит все новые перспективные формы. В дополнение к школам, дворцам пионеров (ныне они называются домами творчества молодежи), студиям эстетического воспитания и прочим давно знакомым детским учреждениям возникла мощная сеть разного рода реабилитационных центров, без которых, как нам только теперь стало ясно, не может существовать ни одно уважающее себя государство. В них занимаются психологической коррекцией и лечением больных детей (а в безнадежных случаях - просто `составляют компанию` - дружат, играют, поддерживают родиителей), заботятся о подростках, лишенных родительской опеки. В Москве любой выпускник детского дома может обратиться в Центр адаптации и реабилитации, где ему помогут не только с едой и одеждой, - а постараются найти работу, жилье, развлечь и защитить. Детьми занимается и множество негосударственных организаций. Люди самых разных профессий - педагоги и студенты педвузов, священники, врачи, ученые, инженеры, журналисты, предприниматели, пенсионеры и даже безработные реализуют свою потребность растить подрастающее поколение, сотрудничая в различных педагогических объединениях. Конечно, еще рано говорить, что мы заботимся о детях не хуже, чем это делается в развитых и богатых странах. Мы еще слишком бедны. Отечественных спонсоров найти гораздо труднее, чем иностранных. Поэтому очень важна помощь различных благотворительных фондов. Практически любая школа, разработав достойный образовательный проект, имеет шанс на материальную поддержку, если и не от мощного фонда, то от какой-нибудь фирмы, заинтересованной в рекламе: участие в развитии российского образования считается вполне престижным занятием. Новые русские учителя Не слишком сильно преувеличивая, можно сказать, что развитие школы происходит благодаря социальным потрясениям последних лет. Плачевное положение промышленности и науки привело туда инженеров и ученых. Эти люди глубоко знают свой предмет и обладают солидным жизненным опытом. При этом, как всякие новички, они полны энергии и ставят перед собой великие цели. В отличие от молоденького выпускника педвуза они крепко стоят на ногах, могут противостоять давлению далеко не идеального уклада традиционной школы. Эти новые учителя принесли с собой приверженность к творческой деятельности и ищут адекватные для нее формы занятий. Внедрение современных образовательных технологий происходит в основном благодаря именно им. Новое социальное положение (конечно, не материальное) вполне их удовлетворяет, они гордятся своей миссией, не считают школу временным пристанищем. Я знаю несколько человек, которые пришли в интернаты из `бизнеса`, а чтобы поддержать свои собственные семьи, подрабатывают на стороне.
|