Ученик. Он говорит: `Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта`. Другой ученик. Когда Николай Петрович играл на виолончели, Базаров над ним смеялся. Вроде бы человеку серьезному и в таком возрасте не годится заниматься пустяками. Ученица. И еще Базаров про Николая Петровича сказал, что он, мальчик что ли Пушкина читать. Учитель. Вы помните, как возмущает Павла Петровича взгляд Базарова на искусство? Скажите, как показывает Тургенев, что в споре об искусстве, о красоте Базаров терпит поражение? Ученик. Потому что Базаров полюбил, а влюбленные не могут без поэзии. Они даже стихи пишут. Другой ученик. Мало ли что! Базаров-то стихов не писал! Ученица. Перед смертью, когда к нему Одинцова пришла, Базаров заговорил даже поэтично. Вот, я прочту: `Вы... такая красивая... в этой гадкой комнате...`, `Дуньте на свечу, и она погаснет...` Учитель. Верно. Еще какие соображения? Ученица. Базаров смеется, что Николай Петрович играет на виолончели, а Тургенев пишет про эту музыку - `и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия`. Учитель. Хорошо! Здесь Тургенев прямо противопоставляет свое отношение базаровскому. Ученица. Базаров говорит, что красота - это глупости, а Тургенев дает такое описание прекрасного летнего вечера, что слова Базарова как-то тускнеют. (Читает отрывок.) Учитель. Хорошо! Теперь вот какой вопрос: такое отношение к искусству и красоте Тургенев выдумал или оно действительно имелось у какой-то части революционно-демократической молодежи? Ученик. Действительно имелось. Вы рассказывали о Писареве и его последователях. Учитель. Совершенно верно. Мы с вами об этом уже говорили. Вы знаете, что Добролюбов, Чернышевский, их ближайшие соратники придавали искусству большое значение, высоко ценили его. А вот Писарев в статье `Реалисты`, как вы помните, писал: `Наших реалистов упрекают в том, что они не понимают и не уважают искусства. Упрек в непонимании несправедлив, а что они не уважают искусства - это верно`. И критик защищает эту точку зрения. О причинах ее мы уже с вами тоже говорили. Сейчас я хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что позиция Писарева отражала точку зрения некоторой части передовой молодежи, считавшей искусство бесполезным и даже помехой для серьезной деятельности, Теперь скажите: тот факт, что Тургенев изобразил революционного демократа такого склада, дает нам основания говорить о клевете на передовую молодежь? Ученики. Нет! Учитель. Конечно, нет. Ведь это было в жизни. Теперь ответьте на главный вопрос: с нашей современной точки зрения Базаров карикатура или нет? Ребята. Нет! Учитель. Докажите! Ученица. Базаров показан как человек умный, образованный. Он знает жизнь. В спорах с Павлом Петровичем он побеждает. Учитель. Еще какие доказательства можете привести? Ученица. Он человек целеустремленный, предан своему делу, науке. Очень много работает. Другая ученица. Он сумел по-настоящему полюбить. Он благороден. Например, его поведение на дуэли. Ученик. У него большая воля. Он умирает без жалоб. Он говорит: `Хвостом вилять не стану`. Другой ученик. Но ведь Тургенев был либералом, он не соглашался с революционерами. Значит, он не мог правильно изобразить революционного демократа. Учитель. Вот тут вы допускаете очень большую и очень серьезную ошибку. Настоящий писатель всегда изображает правду, даже если она противоречит его убеждениям. Так было, вы знаете, с Гоголем. Ведь Гоголь придерживался реакционных политических убеждений, а создал, совсем не желая этого, вещи антикрепостнические, антисамодержавные. Потому что художник-реалист оказался в нем сильнее реакционера. Да иначе и быть не может, если речь идет о настоящем художнике. Подлинно художественное произведение всегда правдиво. Если автор пишет неправду, его вещь будет неубедительной, а значит, слабой, нехудожественной. Вот Гончаров в `Обрыве` изобразил в самом деле карикатурно революционера. Так, у него этот Марк Волохов - фигура совершенно нежизненная. Читаешь и чувствуешь, что это все придумано. А Базаров - образ живой, убедительный.
|