У старшеклассников одной из московских школ есть девиз: `Полагай!` Он повторяется по всякому поводу. Пишется на доске. В стенгазете. О происхождении его ребята рассказывают: Юрий Александрович все время добивается, чтобы мы думали, чтобы у каждого было свое собственное мнение. И на уроках он постоянно спрашивает каждого: `А как вы полагаете? А как думаете вы?` Вот мы и решили: пусть `полагай` будет нашим девизом, то есть, значит, думай, размышляй. Имей свое мнение. И ученики Юрия Александровича действительно умеют размышлять и отстаивать свое мнение. На уроках часто бывают споры. `Умение отстаивать свою мысль в споре так же необходимо для юноши, как умение защищаться в драке для мальчишки`, - подзадоривает Юрий Александрович своих учеников. Ребята любят споры. Хотят их. Недаром же наша знакомая десятиклассница высказала желание, чтобы на уроках литературы `все высказали свое мнение о герое, а потом поругались`. Многие московские учителя при изучении пьесы Островского `Гроза` ставят перед учащимися вопрос: виноват ли Тихон в гибели Катерины? Мнения расходятся. `Виноват! - говорят одни. - Он не понимал ее. Не взял ее с собой, когда она просила. Не заступался за нее перед матерью`. `Не виноват? - возражают другие. - Он был забит с детства. Он привык во всем подчиняться матери. Ее слово для него - закон. Ему трудно измениться`. `Он не мог понять Катерину`, - считают некоторые. А кое-кто в ответ горячится: `Не не мог, а не хотел! Он больше о себе думал! Только бы ему погулять!`, `Уж если искать виновных, то это не Тихон, а Кабаниха!`, `Нет, Тихон больше виноват, потому что он самый близкий ей человек`. В одном из классов московской школы спор пошел дальше. Группа учеников рьяно доказывала, что Тихон не виноват, потому что его так воспитали. Тогда одна ученица, повернувшись к ним, заговорила с возмущением: `Ах так! Не виноват, потому что воспитали?! Тогда, по-вашему, и фашисты тоже были ни в чем не виноваты, потому что их так воспитали?` Одна учительница поставила вопрос так: `Такие, как Тихон, которые сами активного зла не делают, но и не протестуют против него, несут ответственность за существование `темного царства` или нет?` И опять был спор... Виноват ли Тихон... Кто из ребят был прав? А это, в сущности, совсем не простой вопрос. Вернее, тут два вопроса. Вопрос о субъективной вине очень сложен. Судить другого человека, исходя из своих собственных, а не из его возможностей, вряд ли правильно. Тихон несчастен, задавлен с ранних лет деспотизмом матери. Он принимает все как нечто данное раз и навсегда и не зависящее от его воли. Возможность какого-то другого отношения к тому, что есть, ему и в голову не приходит. Катерину он не понимает. Объективно же Тихон виновен в ее гибели. Такие люди, как он, объективно виноваты в существовании зла. Тот, кто не протестует против мерзостей, тем самым поддерживает их. Если бы все были такие, как Тихон, `темному царству` и конца бы не было. Нельзя относиться к злу пассивно, утешаясь своей непричастностью к нему. Пусть наши юноши и девушки знают: каждый человек `за все в ответе`. И в особенности они. И вместе с тем пусть поймут обе стороны поставленного вопроса, пусть научатся подходить к явлениям жизни диалектически. Ведь опасны и примиренчество по отношению к тому, что мешает жить, и оголтелая нетерпимость к человеку. Бывает, что спор возникает стихийно в то время, когда учащиеся обмениваются мнениями. Иногда он касается какой-нибудь детали. Так, несколько учениц оживленно обсуждали: вот когда Базаров, только что приехав к Кирсановым, говорит `Да, поесть бы не худо`, это что - простота и откровенность или бесцеремонность? И не всегда обязательно, чтобы учителю безусловно была известна самая истинная истина. Пусть и учитель иногда думает и сомневается вместе со своими воспитанниками. Не отчаивайтесь, если спор не сразу завяжется, если сначала никакого разговора не получится и из ребят можно будет вытянуть только `да` или `нет`. Терпение и настойчивость возьмут свое. Вы не устаете тревожить ребят, не устаете спрашивать: `А как думаете вы?` Иногда просите кого-нибудь из ребят, заинтересовавшихся поставленным вопросом, продумать обоснование своего мнения дома, и постепенно ответы станут все менее односложными. И однажды в разгаре спора самый слабый ученик поднимет руку и выскажет свое мнение. Пусть наивное, пусть неверное, но свое. И не ради отметки, а потому, что ему вдруг стало интересно.
|