И учимся Экзамены успешно пройдены. И начинаются у студентов суровые будни. `Общественные связи` - широкое понятие и предполагает многопрофильное образование. В рамках УМО ВУЗов России действует стандарт по программе обучения связям с общественностью, разработанный Московским государственным институтом международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО). В соответствии с ним строится учебный план на всех отделениях PR. Студенты изучают большое количество дисциплин, которые можно условно поделить на четыре блока: 1. коммуникационный менеджмент (теория управления коммуникациями), базовый курс по экономике и экономическим связям, социология; 2. PR: теория коммуникаций, теория и практика PR, теория и практика переговоров, история PR, теория и практика рекламы; 3. СМИ. Теория и практика масс-медиа. Спецсеминары по журналистике; 4. практика общения. Теоретические занятия по психологии общения и взаимоотношений, мастер-классы актерского мастерства и иностранный язык. Дополнительно около 30% дисциплин формируются ВУЗом с учетом его специфики. Да, список серьезный. Тем более что обучение PR ведется в основном по зарубежным источникам. Но целесообразно ли изучать западные методы? Мнения специалистов разделились. Одни считают, что наш менталитет предполагает иные способы общения с людьми. В `их` учебниках PR представлен только с положительной стороны. А в России, увы, "черный" и "серый" PR пока встречаются намного чаще. Другие убеждены: солидный зарубежный опыт нам просто необходим. Без него не понять, как `работают` теоретические схемы. А вот Шутов А.Ю, зав. кафедрой государственной политики МГУ и руководителя отделения связей с общественностью убежден: `Главное в обучении - заложить основы для развития творческих навыков, способности самостоятельно анализировать ситуацию и принимать адекватные решения. Необходимо в первую очередь в процессе обучения сформировать личность, так как наука PR, прежде всего, связана с общей культурой человека и его пониманием современного общества`. Так что большие задачи стоят не только перед студентами, но и перед преподавателями ВУЗов, которые должны подготовить специалиста, способного эффективно вписаться в весьма сложный рекламный рынок. Учиться - значит работать Во многих институтах приветствуют, если студент параллельно с учебой работает по специальности. И всячески стараются содействовать в трудоустройстве. Это работа в ведущих журналах, госструктурах, PR-агентствах. А студенты некоторых ВУЗов `практикуются` в таких компаниях как Центробанк, Аэрофлот, Лукойл. Ведущие преподаватели единогласны: для пиарщика очень важна возможность применить теоретические знания. Практика с лихвой компенсирует главный минус нашей учебной программы: недостаток своих учебников. Журнал "Куда пойти учиться", N48 |