10% от всех вакансий на рынке труда приходится на специалистов по PR. Это второе место (после рекламистов) по востребованности у работодателей. Аналитики считают, что такая тенденция будет сохраняться в дальнейшем, и называют PR- бизнесом 3-го тысячелетия. PR? А что это? Парадокс, но для большинства обывателей суть одной из самых престижных, перспективных и востребованных профессий - тайна за семью печатями. Исследовательская группа РОМИР выяснила: в России только пятая (а в Москве - третья) часть населения знает, что в приблизительном переводе `public relations` - `общественные связи`. Затрудняются сказать и чем же конкретным занимаются специалисты, работающие в этой области. Чаще всего связывают PR с выборными технологиями: грязными и не очень. На самом деле задачи PR значительно шире и могут затрагивать любое направление: бизнес, госуправление, социальную сферу: Начало начал История `общественных связей` берет начало с древних веков. Чем не пример PR-кампаний - пышный визит, нанесенный египетской царицей Клеопатрой царю Соломону. Встреча глав государств была организована так, что и тысячи лет спустя имеет общественный резонанс! Великолепные шествия римских полководцев - тоже своего рода PR-проекты. Таким образом, правители поднимали национальный дух подданных. И одновременно заявляли о своем могуществе соседям. Государственные символы, `накопленные` за столетия разными нациями, вполне можно назвать креативными разработками политпиарщиков прошлого. А геральдические гербы и девизы благородных династий - в некотором роде протокорпоративный PR Сам же термин `PR`, впервые был употреблен в 1807 г. американским президентом Томасом Джефферсоном. 100 лет спустя фирма `Форд` провела первый опрос общественного мнения и выпустила корпоративный журнал. Считается, что это `официальная` точка отсчета современных PR-технологий. Суровые будни PR Полноценного эквивалента `PR` при переводе с английского языка на любой иностранный -нет. Иногда переводится, как `общественные отношения`, `организация общественного мнения`. Последнее наиболее верно и отражает главную задачу PR; создание престижа и обеспечение благожелательного отношения всех сторон, от кого зависит успех, например фирмы, товара, конкретного политика и пр. Главное же действующее лицо - специалист по PR или `Менеджер по связям с общественностью`. Он не только продумывает стратегию, но и является своеобразным связующим звеном между заказчиком, потребителем и информационными каналами. Это он `приводит` писателя к читателям, товар - к покупателям, политика - к электорату, один народ - к другому. Цель у менеджеров одна. А вот пути к их достижении и тем более результаты, могут значительно отличаться. Одними из первых в России это продемонстрировали специалисты по связям с общественностью компании `Билайн`. Удачный шаг имиджевой политики - сотрудничество с викториной `Что? Где? Когда?`. Знатоки ломали голову над вопросом, основанным на игре слов `соты`, `сотовый` (пчелка - элемент логотипа фирмы). Представитель компании вручил победителям подарки. А результат - формирование положительного отношения к новичку на российском рынке. А вот современные образцы творчества пиарщиков, так сказать высший пилотаж: В бизнесе, как создание позитивного `информационного повода` публичная акция Bosco di Cillegie - посадка Черешневого леса; В политике, как привлечение внимания к запоминающейся детали, оригинальная идея Глеба Павловского - часы на правой руке Путина; В социально-культурной сфере, как создание легенды образа, `продвижение` Пауло Коэльо. По публикациям в прессе читатель мог понять: все это попробовали, а я - нет.. Подобных примеров можно привести много. Но уже и так понятно: в этой профессии на одном профессионализме `не выедешь`. Нужен, как нигде талант и особое чутье. Какой же ты PRщик? Он должен уметь все и еще немного больше. Несколько переговоров и заседаний. Десятки звонков с заказчиком и представителями прессы. Подготовка кипы документов по проекту, бесконечное решение постоянно возникающих не только мелких проблем и препятствий, но и крупных, отслеживание шагов потенциальных конкурентов заказчика. Не говоря уже о разработки главной линии действия, информирование руководство компании о прогнозах на будущее и выявление неблагоприятных тенденций в настоящем. Нередко конец рабочего дня наступает далеко за полночь. А начинается ранним утром и не всегда в родном городе. Частые командировки - тоже особенность профессии, так как участие в региональных проектах - не редкость. И не всегда это комфортные условия и пр. и пр. и пр.
|