Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Отечественная история в скандинавской мифологии
<<назад
 1  2  3 

Скальдическая поэзия малоизвестна в нашей стране. Многие россияне знают, например, что гомеровская Троя находилась на территории современной Турции и что "Великой Грецией" назывались греческие колонии, расположенные на Сицилии и в Южной Италии, но практически никому не известно, что согласно древнескандинавским источникам причерноморские и приазовские степи России являлись прародиной скандинавов и землей богов Асгарда.

Невнимание к скандинавским источникам обидно еще и потому, что во многих сагах содержится чрезвычайно интересная информация, связанная с историей нашей страны. Некоторые русские князья являются полноправными персонажами саг, что дает уникальный шанс взглянуть со стороны на многие события, происходившие на территории Киевской Руси в начале второго тысячелетия новой эры. Например, без использования скандинавского источника "Прядь об Эймунде" (главный герой которого находился на службе у новгородского князя Ярослава, названного позже Мудрым) совершенно недопустимо в наше время вести рассказ о междоусобной войне, которая началась на Руси после смерти Владимира Святого.

Следует сразу сказать, что произведения скальдов неоднородны и что их можно разделить на две большие группы. 1. Саги о реальных людях: знаменитых конунгах, мореплавателях, викингах. 2. "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда" (значение слова "Эдда" неизвестно) - сборники мифов, повествующие о сотворении мира и богах Асгарда.
Произведения первой группы представляют особый интерес для исследователя, т.к. имеют одну совершенно уникальную особенность, отличающую их от фольклорных произведений других народов: в большинстве случаев скандинавские саги можно использовать как исторические источники. Дело в том, что скальды сочиняли свои стихи (висы) только о том, что видели сами или слышали от очевидцев. Конечно, скандинавы верили в якобы происходившие в незапамятные времена путешествия в "царство мертвых" или "страну юности", но к рассказам о реальных людях - своих современниках - они относились сверхкритично. Знаменитый исландец Снорри Стурлсон, автор сборника "королевских" саг "Круг земной" и "Младшей Эдды", писал, что ни один скальд, певший славу перед лицом правителя, никогда не решился бы приписать ему деяния, которые тот не совершал (т.к. это было бы не похвалой, а насмешкой). Более того, лживое слово являлось посягательством на благополучие человека, которому льстят. Скандинавы верили в магическую силу рун, и сочинение ругательных стихов ("нид") преследовалось по закону.

В Исландии, кроме того, запрещалось сочинение стихов о женщинах, т.к. "поэтические строки могут действовать как приворотное зелье". При этом скандинавы считали, что "настоящие" стихи должны не просто рассказывать о событиях, и так известных слушателям, но скрывать их смысл особыми оборотами - кенингами, делая простой факт предметом поэзии. Например, "луной корабля" скальды называли щит, "ведьмой щита" - секиру, "бурей копий" - битву и т.д. Другой особенностью древнескандинавской поэзии является ТМЕТИС - необычное переплетение фраз, например:

Бежали, МНОГИЕ СПОСОБНЫ
НА МЕНЬШЕЕ, - я слышал,
что голод волков на востоке, -
ЧЕМ КОНУНГ,
жители Эвеля, - прекратился". (Скальд Оттар)

Можно только восхищаться чувством стиля скандинавов, которые были способны правильно воспринимать подобные стихи на слух, причем с первого раза. Более того, понятия о чести в Скандинавии того времени требовали умения составить вису не только от профессиональных поэтов, но и от любого уважающего себя человека, будь то король, воин, купец или простой крестьянин. Если соперник обращался к исландцу или норвежцу стихами, тот должен был ими же и ответить ему, причем хороший ответ ценился зрителями не меньше, чем удачный удар мечом.

Среди саг, дошедших до нашего времени, особое место занимают произведения Снорри Стурлсона - великого исландского поэта и историка ХII века. Как уже сообщалось, скальды сочиняли стихи только о современных им событиях. Стурлсон же отошел от этой традиции и, творчески переработав наследие предшественников, попытался изложить историю древнескандинавских племен. Вот что сообщает он о прародине скандинавов: "К северо-востоку от Черного моря расположена Великая, или Холодная, Швеция... С севера, с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис (Дон)... Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда страной ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией... Страна в Азии к востоку от Танаиса называется Страной асов или жилищем асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином..." ("Круг Земной").

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru