Предлагается разработка урока `Алгоритмы обработки матриц`. Цели урока: - отрабатывать навыки составления программ решения задач обработки двумерных массивов; - получить практические навыки работы с массивами, индексируемыми значениями перечислимого типа; - закрепить навык вывода на печать входных и выходных данных, текста программ; - развивать самостоятельность; - воспитывать чувство ответственности за порученное дело. Оборудование: индивидуальные задания, ПЭВМ. План. I. Организационная часть.(10-12 мин) 1. Постановка цели. Сегодня продолжаем учиться составлять программы обработки информации, представленной в форме двумерной таблицы. Новое! Вы получите практические навыки работы с массивами, элементы которых индексируются значениями перечислимого типа. Закрепите навык работы с текстовым файлом, который используется для вывода на печать входных и выходных данных. 2. Форма урока. Представим, что вы пришли не в кабинет информатики на урок, а в НИИ, который занимается вопросами математики, экономики, статистики. Я - директор этого института. В НИИ функционируют 3 отдела, у каждого из которых свое направление работы - решение математических задач, вопросы экономики, статистическая обработка данных. Вы пришли с целью поступления в институт на работу. А для этого необходимо пройти тест, т.е. ответить на вопрос по специальности. Итак, раз вы здесь - значит, готовы к разговору. Начнем. 1. Что такое массив? (упорядоченный по индексам ограниченный набор данных одного типа или совокупность конечного числа данных одного типа) 2. Где должен быть описан, используемый в программе массив? (либо в разделе описания переменных, либо в разделе описания типов). 3. Опишите TYPE <имя типа> = array[<имя типа индекса по строкам>,<имя типа индекса по столбцам>] of <имя типа элементов массива>; VAR a:<имя типа> ; 4. Какой тип может быть типом индекса? (любой простой тип, кроме real и integer) 5. Назовите эти простые типы (char, boolean, ограниченный, перечислимый) 6. Что фактически указывает тип индекса? (по строкам, столбцам) (кол-во строк, столбцов) 7. Какого типа могут быть элементы массива? (любого допустимого в языке Pascal типа) 8. Как обращаться к элементам массива? <имя массива>[<индекс по строкам>,<индекс по столбцам>] 9. Что можем использовать в качестве индекса? (выражение, const, переменная) 10. Какого типа должен быть индекс? (того типа, который указан в описании) 11. Как называем элемент массива? (переменная с индексами) 12. Чем однозначно определяется значение элемента массива? (его индексами) Вы приняты в институт. Некоторые с испытательным сроком. Сядьте по отделам. Вам необходимо выбрать начальника отдела. Это должен быть тот, кто:
Сумеет организовать работу в отделе, распределить правильно задания, то есть всё сделает для того, чтобы получить наилучший результат. К кому можно обратиться за консультацией и получить ее. Может предотвратить конфликт между сотрудниками. Может справедливо оценить трудовой вклад рядового сотрудника в общее дело. Начальник отдела распределяет задания (одно на каждого сотрудника), обсуждает вместе с сотрудниками алгоритм выполнения, следит за ходом работы, консультирует. Если на какие-то вопросы у начальника отдела нет ответа, то он идёт с этим вопросом к директору, то есть ко мне. Он следит за своевременной распечаткой выполненной задачи и данных по задаче и сразу же идёт с докладом к директору, который знакомится с работой и делает соответствующие выводы и предложения. Освободившиеся сотрудники либо подключаются к работе своего товарища по отделу, либо, если этого не требуется, берут дополнительную задачу, и это будет уже сверхплановая работа, что является большим плюсом в работе этого отдела. За 10-12 минут до конца занятия - собрание трудового коллективы, где каждый начальник отдела отчитывается за работу своего отдела по форме:
|